История психологии как науки

История психологии как науки имеет давние корни, но основной вклад в ее развитие внесли ученые XIX-XX веков, сумевшие изучить человеческую психику максимально масштабно, но все же не до конца.

История психологии от античности до Нового времени

На разных исторических этапах в качестве предмета психологии исследователи понимали различные феномены — в том числе душу, сознание, поведение и т. д.

Первые попытки изучить человеческую психику можно наблюдать в античности. Именно с того времени пришло понимание психологии как исследования души, и такое определение держалось до XVIII века.

Например, материалист Демокрит полагал, что душа состоит из атомов и подчиняется законам природы, поскольку является ее частью. Идеалист Платон считал душу бессмертной и бестелесной. Его труды позволили применить психологический подход ко многим религиозным, педагогическим и философским направлениям. Известным трудом того времени стала работа «О душе» Аристотеля, в которой он систематизировал идеи античных ученых, понимая под душой нечто бестелесное, за счет чего человек способен мыслить и чувствовать.

Средневековые ученые Авиценна и Леонардо да Винчи рассматривали психику человека в контексте анатомо-физиологического строения.

Второй период в развитии психологии принадлежит эпохе Нового времени (XVII-XIX вв), когда стали изучать не душу, а сознание.

Большое значение оказали труды Рене Декарта, который исследовал человеческое поведение по аналогии с законами механики. Ему же и принадлежит понятие рефлекса. Бенедикт Спиноза, Джон Локк и их современники интересовались, как работает сознание, как воздействуют на него память, эмоции и ощущения.

Раны, ссадины и болезни кожи у юных спортсменов: когда ребёнку можно вернуться к занятиям спортом?

С какими симптомами детей не пустят на тренировку: острые и хронические состояния кожи у спортсменов.

История психологии с XIX века до наших дней

История психологии с XIX века до наших дней

Третий этап характеризуется становлением науки как отдельного экспериментального вектора, что произошло в 60-70-х годах XIX века.

Основу экспериментальной психологии заложил Вильгельм Вундт, открывший психологическую лабораторию на базе Лейпцигского университета. Вундта интересовала психология сквозь призму анатомии и физиологии нервной системы. Его идеи нашли отражение в исследованиях Эдварда Титченера, который заложил направление структурной психологии.

Как видно из определения, Титченер изучал структуры и элементы сознания. Его оппонент Уильям Джеймс считал, что у психологии функциональное назначение и потому необходимо изучать функции сознания, посредством которого происходит адаптация организма к миру.

В психологии к началу XX века оформились существующие и сейчас направления: бихевиоризм, психоанализ, гештальт-психология.

Бихевиоризм как направление разработал Джон Уотсон, делавший ставку на поведение, как ответ организма на внешние стимулы. Отцом психоанализа традиционно считают Зигмунда Фрейда, чьи последователи развили и дополнили его идеи — Альфред Адлер, Эрих Фромм, Эрик Эриксон и др. В рамках психоанализа исследовались три сферы психики: сознательная, бессознательная и подсознательная.

Гештальт-психологию открыли Макс Вертгеймер и Вольфганг Келер, изучавшие психику с точки зрения гештальтов как целостных структур.

Читайте также

История психологии: кратко о главных философах древности
В развитие психологии как науки огромный вклад внесли философы и мыслители – Платон, Сократ, Теофраст.
4 факта, которые изменят ваше представление о йоге
4 интересных факта о том, как йога изменила западные течения в психологии.
Коррекционная работа психолога: цели и особенности
Коррекционная работа психолога включает в себя комплекс мероприятий по исправлению отклонений в психике.
50 универсальных советов для решения проблем в психологии отношений
Подробная шпаргалка от MedAboutMe для решения множества психологических проблем
Зигмунд Фрейд: психология бессознательного
Фрейд и психология бессознательного: как работает наше подсознание?
Опубликовано 30.08.2022 20:18
Рейтинг статьи:
4,7

Использованные источники

История развития психологического знания / Кундозерова Л.И. // Теория и практика социогуманитарных наук 2018 №2
Использованы фотоматериалы Shutterstock

Читайте далее

Раны, ссадины и болезни кожи у юных спортсменов: когда ребёнку можно вернуться к занятиям спортом?

С какими симптомами детей не пустят на тренировку: острые и хронические состояния кожи у спортсменов.