Медицина уверенно движется в направлении персонализации, повышения мобильности и доступности. В этом помогают инновационные технологии на стыке медицины и информационных технологий.
Телемедицина
Телемедицинские услуги позволяют пациентам удаленно, в режиме телемоста, получить высококвалифицированную медицинскую помощь и передавать большие объёмы данных обследований. Кроме того, телемедицина помогает врачам, независимо от места проживания, повышать квалификацию и применять на практике новейшие достижения медицины.
Мобильные приложения и носимые гаджеты
Бешеный ритм жизни вынуждает человека максимально рационально использовать время. Вот почему так востребованы мобильные сервисы, которые избавляют от очередей и сокращают количество личных контактов с врачом. Благо сегодня мобильные устройства с доступом в интернет есть практически у всех, а с помощью носимых гаджетов пациент может самостоятельно контролировать жизненно важные показатели. Это особенно актуально для больных хроническими заболеваниями, пожилых людей и беременных женщин.
Современные мобильные информационные системы обеспечивают дистанционный скрининг здоровья. Система сама напомнит, когда необходимо, например, измерить давление или взять анализ крови, а затем передаст показатели напрямую врачу, который на основании объективных данных скорректирует лечение. Существуют мобильные приложения, «заточенные» под конкретные запросы, например, «МетеоДоктор» для метеочувствительных людей, «Спутник в дорогу» для путешественников и т.д.
Конечно, такой дистанционный мониторинг и онлайн-консультации не заменяют общение с врачом полностью, но как минимум экономят время врача и пациента. Борис Пастухов, учредитель MedAboutMe, академик Международной академии менеджмента, кандидат экономических наук и владелец «Национальной медицинской компании» уверен, что недалек тот день, когда уровень развития технологий позволит проводить не только удаленную диагностику, но и даже стационарное лечение. Эксперты считают, что совсем скоро медицинские учреждения без качественных mHealth-сервисов станут просто неконкурентоспособными.
Пациент должен нести ответственность за свое здоровье
Все эти высокотехнологичные возможности фактически привели к изменению самой парадигмы здравоохранения. По мнению Бориса Пастухова, отмечается четкая тенденция к тому, что пациент становится активным участником собственного лечения, и этот тренд определяет перспективные ниши для медицинских IT-предпринимателей: «Миссией каждого медицинского сервиса и приложения должно быть улучшение качества жизни человека через повышение его ответственности к своему здоровью», – считает Пастухов.
Все эти вопросы обсуждались на первой открытой встрече представителей Digital Health «IT в медицине: тенденции и перспективы», которую осенью организовал MedAboutMe и DI Telegraph. Следите за новыми встречами в 2016-ом!