Как лучше узнать ребёнка? Найти с ним общий язык? Прежде всего, надо научиться его слушать. Необходимо понять, что хочет донести до вас ребёнок, посмотреть на ситуацию с его позиции. Еще важно проводить больше времени вместе: играть, гулять, заниматься творчеством.
Приемы активного слушания
Необходимо не просто слушать, что говорит ребёнок, но и слышать это, вдумываться, понимать. Не стоит думать, что маленький ребёнок не может поведать что-то важное. В любом возрасте есть свои проблемы, переживания.
- Активное слушание заключается в том, чтобы слушать внимательно, не перебивать, дать договорить до конца, не вставлять свои реплики. При этом ребёнок должен понимать, что взрослый слышит, о чем он говорит. Можно кивать, но не мешать рассуждать. Не надо в это время оценивать, советовать или задать вопросы. Не следует навязывать свою точку зрения. Важно просто дать ребёнку высказаться.
- После надо выдержать паузу. Подумать, о чем сказал ребёнок, и дать ему понять, что родители серьезно относятся к его словам. Задав вопрос, не стоит сразу ждать ответа. Пусть ребёнок осознает вопрос, ответит на него как можно полнее. Не стоит торопить, заканчивать за него.
- При разговоре необходимо сосредоточиться на ребёнке, установить зрительный контакт. Но взгляд не должен быть критикующим или строгим. Стоит смотреть внимательно, с пониманием.
- Если ребёнок в разговоре не может выразить точно свои мысли, стоит помочь ему. Возможно, ему необходимо облечь свои чувства в слова, тогда и он, и родители смогут лучше прочувствовать, оценить и понять переживания.
- Обязательно надо задавать открытые вопросы. Но не обычные (сделал ли уроки), а такие, которые помогут выявить проблемы и страхи, понять настроение ребёнка, увидеть, нет ли конфликтов в школе или детском саду. Задавать их надо правильно, не пытаться давить и заставлять ответить.
Совместное времяпрепровождение
Сближению с ребёнком, построению крепких доверительных отношений способствуют совместные занятия. Во время творческих занятий, игр, прогулок, простого общения можно лучше узнать и понять своего ребёнка. Увидеть его скрытые черты, таланты.
Чем заняться? Можно рисовать, лепить, танцевать, петь, мастерить поделки. Во время таких занятий можно увидеть, насколько ребёнок трудолюбив, хватает ли у него сил доводить дело до конца, проследить за полетом фантазии.
Совместные игры (активные или настольные) покажут реакции ребёнка на победу и поражение. Готов ли он биться до конца или бросит игру, заметив, что проигрывает? Как ведет себя с соперником, придерживается ли правил? Умеет ли проигрывать и не сдаваться?
Любая совместная деятельность (прогулки на природе, фотосессии, обсуждение прочитанной книги) поможет родителям лучше понять ребёнка, его мысли и чувства, переживания. Ребёнок может поделиться своими впечатлениями, рассказать о своих мечтах, отношениях с друзьями.
Важно понимать, что ребёнок — это отдельная личность со своими чувствами и мыслями. Взрослые должны стараться периодически смотреть на разные ситуации с его точки зрения, стараться понимать действия ребёнка и подсказывать правильный путь, но не навязывать свое видение.