Многих родителей беспокоит вопрос — а хорошие ли друзья у моего ребёнка? И начинают контролировать своего малыша — с кем он дружит и общается. Такой подход нередко приводит к тому, что дети замыкаются в себе и перестают доверять взрослым. Поэтому важно не следить за своим ребёнком, выявляя его круг общения, а научить выбирать правильных друзей.
Чего боятся взрослые
Общение со сверстниками очень важно для ребёнка, для комфортного существования в детском коллективе ему нужны друзья. Но часто встречается ситуация, когда лучший друг ребёнка не нравится родителям.
Причин этому может быть множество.
Больше всего родителей беспокоит возможное негативное влияние, боязнь, что более активный и развитой приятель научит ребёнка чему-то плохому. Также родители обращают внимание на социальное положение семьи друга, на его манеры и привычки.
Иногда взрослые замечают, что приятель эксплуатирует их малыша, пользуется его игрушками, перекладывает на него ответственность за совместные шалости.
Как действовать родителям, если они уверены, что их ребёнок выбрал себе неподходящего друга? Критиковать и запрещать дружить — бесполезно.
Как помочь своему ребёнку
Родители не могут дружить за своего малыша и теоретически научить его строить отношения со сверстниками. Ребёнку придется пройти свой путь самостоятельно. Возможно, его ждут разочарования и ошибки, но они научат его лучше, чем подсказки родителей.
Разумеется, нельзя отказывать ребёнку в совете и помощи, если он просит ее сам. Ребёнок может чувствовать неравноправность своего положения, ощущать неудовлетворенность, и разговор по душам поможет ему разобраться в ситуации.
Дети плохо воспринимают критическое и пренебрежительное отношение родителей к другу или подруге. Также нельзя допускать прямых сравнений в пользу других детей и говорить: «Лучше бы ты дружил с Васей (Колей, Петей...)».
Гораздо полезнее задавать вопросы, которые могут навести ребёнка на размышления, показать ему приятеля с другой стороны. Самостоятельные выводы позволят ребёнку принять правильное решение и не испортить отношения с родителями.
Прямое вмешательство родителей необходимо только в крайних случаях: если друг курит, принимает наркотики, алкоголь, психологически подавляет или управляет их ребёнком.
Избежать таких ситуаций поможет воспитание лидерских качеств, уверенности в себе, умения отстаивать свою позицию.
Полезно заботиться о том, чтобы у ребёнка был широкий круг знакомых, чтобы у него была возможность выбрать себе друга, близкого по характеру и интересам.
Для этого можно выбрать кружок или секцию по интересам ребёнка, ему важно иметь какое-то дело, которое увлечет его полностью. Тогда появятся и друзья, которые разделят его увлечение, начнут уважать его за успехи в любимом занятии.
Ребёнок сам поймет, с кем ему не комфортно общаться, дружба с нежелательными одноклассниками сойдет на нет.
Почему у детей может не складываться дружба
Не все дети общительны и дружат сразу со всем классом. Есть детки, для которых проблема найти даже и одного друга. Некоторые родители не обращают на этот факт внимания, считая, что дружба для детей не так уж и важна. Но это не совсем верный подход. Именно в детстве формируется и закладывается умение дружить, и строить отношения. И если у ребёнка не складываются отношения со сверстниками, то задача родителей — помочь выяснить причину и найти пути решения этой проблемы.
У ребёнка могут быть свои особенности характера, которые и мешают ему заводить друзей. Застенчивым, стеснительным детям сложнее завести новое знакомство. Бывают и дети-интроверты, которые предпочитают играть в одиночестве. Но даже таким малышам иногда хочется поделиться с кем-то игрушкой или поучаствовать в игре.
Болезненным детям, которых сильно опекают родители, тоже бывает сложно найти друзей. Таких деток часто не отпускают гулять самостоятельно, не разрешают посещать детские площадки — а вдруг опять заразится. Не всегда их записывают в какие-то кружки и секции, где он бы мог найти друга по интересам. Иногда очень важно ослабить контроль над таким ребёнком и позволить ему гулять и общаться самостоятельно. В противном случае, не получив навыков общения со сверстниками в детстве, ему будет сложно строить отношения и во взрослой жизни.
Контроль родителей может сыграть плохую шутку и в том случае, если он связан с критикой друзей ребёнка. Зачем дружить, если мама или папа все равно скажут, что друг плохой? Поэтому взрослым нужно учиться держать свое мнение при себе и доверять своему ребёнку.
У детей может не быть друзей, если у него есть какие-то отклонения в поведении. Не дружат с агрессивными детками, ябедами, драчунами. В начальных классах школьники обычно не хотят дружить по нескольким причинам.
- Если ребёнок мешает на уроках, балуется, его ругает учительница. Он автоматически становится «плохим».
- С «непонятными» замкнутыми детьми. Их сторонятся, но обычно не отвергают в общих играх и занятиях.
- С «тихушечниками», которые могут за спиной рассказывать гадости и небылица, ябедничать учительнице.
В последнее время появилась еще одна проблема. Сейчас довольно много детей с различными неврологическими отклонениями, которые учатся в обычных школах. Это могут быть малыши с задержкой психоречевого или речевого развития, отклонениями в поведении. Для обычных детей они относятся к категории «непонятных» и им бывает достаточно сложно наладить отношения в коллективе.
Еще несколько советов родителям
Если у ребёнка нет друзей, то сначала нужно выяснить причину, понять, почему ему сложно строить отношения со сверстниками. С малышом можно просто гулять на детских площадках и наблюдать за его поведением.
С ребёнком постарше нужно обязательно беседовать, спрашивать о делах в школе, о том с кем он дружит. Если он делится своими переживаниями, то нужно обязательно выслушать, поддержать, попытаться помочь советом, но не навязывать свое мнение.
Иногда очень помогает беседа с учителем. Не все родители объективно относятся к своим детям. Многим кажется, что их ребёнок самых лучший и проблема в ком угодно, только не в нем. Взгляд со стороны поможет лучше понять ситуацию и определится с проблемой.
И не нужно критиковать или смеяться над друзьями своих детей, категорически запрещать дружить. Толку от этого не будет, напротив, ребёнок может общаться из чувства протеста. Лучше разрешать это общение, не запрещать приводить друзей в свой дом. Так родители будут видеть, с кем общаются их дети. А какие-то нюансы в поведении друзей лучше просто обговаривать в беседе, обращать на них внимание ребёнка.
Умение дружить — это целое искусство и никому оно не дается просто так. А научить дружить ребёнка могут помочь его самые лучшие друзья — мама и папа.