С появлением в семье ребёнка перед взрослыми встает огромное количество вопросов, от правильного решения которых во многом зависит будущее и малыша, и семьи. Все родители хотят дать своим детям все самое лучшее, но проблема заключается в выборе способов воспитания и методов поощрения и наказания.
Почему ребёнок может быть избалованным
В семьях с единственным и долгожданным ребёнком часто складывается ситуация, когда сын или дочь становятся центром внимания и заботы взрослых. Вокруг них строится жизнь семьи, детские желания выполняются, а интересы поддерживаются. Любовь взрослых подкрепляется частыми и дорогими подарками, нередко за счет ущемления потребностей остальных членов семьи.
Аналогичную ситуацию можно наблюдать и в случае болезненного, слабого малыша, когда чрезмерной любовью родители пытаются компенсировать ему ограниченные физические возможности. Результатом таких отношений в семье может стать появление эгоистичного, избалованного человека, не умеющего ни в чем себе отказывать.
Другой крайностью, приводящей к капризам и эгоизму, является недостаток внимания со стороны взрослых, которые считают подарки и вседозволенность лучшим проявлением любви. Но для ребёнка важнее не дорогие подарки, а забота и внимание, проявление интереса к детским проблемам. Дети, особенно в раннем возрасте, очень ценят и любят взрослых, которые играют с ними искренне, эмоционально, постоянно.
Возрастные особенности маленьких детей и подростков
Чтобы малыш вырос гармоничной личностью, хорошим, добрым человеком, родители должны с самого его рождения следовать продуманной системе поощрений и наказаний.
Новорожденных деток как минимум до полугода избаловать невозможно. Плач ребёнка — это не капризы, а сигналы о жизненных потребностях. В этом возрасте ласки, любви, утешения должно быть как можно больше. Впоследствии это проявится стрессоустойчивостью, способностью к сопереживанию, сочувствию к другим, большей коммуникабельностью маленького человечка.
Начиная с 6 месяцев малыша надо приучать к нескольким разумным ограничениям и запретам. Нельзя все разрешать, хотя бы из соображений безопасности. Острые предметы, горячая плита, электроприборы, все потенциально опасные места в доме должны быть под запретом. Пока ребёнок не понимает слов, он будет реагировать на строгий голос и интонацию. Постепенно нужно объяснять ребёнку, чем вызван запрет, делая это без крика и раздражения.
Малыши от года до трех часто испытывают терпение взрослых. Это сложный возрастной период, первый кризис роста, дети начинают осваивать мир, проверять границы дозволенного. Они склонны к истерикам, пытаются криками добиваться желаемого.
Для родителей очень важно не идти на поводу у ребёнка, сохранять спокойствие, не кричать и ни в коем случае не бить. Своим поведением родители должны показать, что крики не помогут, и объяснить причины своего отказа.
Постепенно малыши учатся понимать причины и следствия своих поступков, с ними становится легче договариваться. Однако попытки настоять на своем любыми средствами будут продолжаться еще долго.
Дети постарше, подростки практически всегда понимают, хорошо они себя ведут или плохо. Проступки они иногда делают осознанно, но не всегда знают, к каким последствиям приведут их действия. С ними нужно договариваться, заранее проговаривать, что будет, если ребёнок уйдет со двора, поздно придет с прогулки, возьмет деньги или чужие вещи без спроса.
Наказание должно быть не словесным и не физическим, но логичным, показывающим следствие проступка. И оно должно быть обязательно исполнено. Иначе подросток быстро почувствует вседозволенность.
Методы поощрения от родителей
Две крайности воспитания — поощрение и наказание — приводят к желаемому результату только в случае дозированного и своевременного применения. Проступки должны наказываться, а хорошее поведение — поощряться и стимулироваться.
Малыш не должен чувствовать себя центром семьи. Интересы всех домочадцев должны уважаться в одинаковой степени, и ребёнок должен это видеть.
Нужно быть последовательными в своих действиях. Нельзя сегодня разрешать то, что было запрещено вчера, или уступать после криков и слез малыша. Он очень быстро поймет, что слезами сможет добиться от родителей всего, начнет пытаться манипулировать взрослыми.
Запрет должен соблюдаться всеми взрослыми членами семьи. Нельзя, чтобы, например, родители запрещали смотреть мультфильмы и кушать сладости, а бабушка разрешала. Это подрывает авторитет родителей, ребёнок перестанет их слушаться.
Наказание должно быть соразмерным проступку. Категорически запрещаются жестокость и физическое воздействие.
Не следует поощрять ребёнка подарками. Иначе хорошее поведение станет не самоцелью, а способом вымогательства и шантажа. Ребёнок будет по любому поводу требовать новые игрушки и вещи.
Стимулировать малыша к правильному поведению можно одобрительными улыбками, жестами, словами поддержки и веры в его силы. Полезно рассказывать и показывать на примерах, какими качествами должен обладать человек, как поступать правильно.
Важно адекватно хвалить ребёнка, не преувеличивая его достижения. Постоянная незаслуженная похвала может сыграть плохую роль и приучить ребёнка к хвалебным речам, как к чему-то само собой разумеющемуся. Позже, во взрослой жизни, ему будет трудно воспринимать критику в свой адрес. Или ребёнок просто перестанет верить похвале взрослых, зная, что она незаслуженная.
Слишком частая похвала может также привести к завышенной самооценке. Ребёнок, слушая это постоянно, начинает верить, что он лучше других, потом у него начинаются конфликты со сверстниками. Он начинает командовать, зазнается и не понимает их обид. В итоге может остаться без друзей.
Подарки ребёнку не должны быть чрезмерно дорогими, не соответствующими материальному положению семьи. Надо научить детей с благодарностью принимать любые подарки, объяснить, что их ценность не в стоимости и модности, а в проявлении любви.
Не стоит поощрять ребёнка сладостями. Со временем у него может развиться зависимость от пирожных, мороженого, тортиков, конфет. Чрезмерное употребление сладостей грозит возникновением сахарного диабета, лишнего веса и других болезней.
Гармонично развитый, неэгоистичный, внимательный к окружающим человек вырастет из малыша, который с детства знает, что его любят, умеет ценить любовь и внимание близких, привык помогать взрослым, уважать интересы других людей. У малыша развивается адекватная самооценка, если его не сравнивают ни с кем, не восхваляют сверх меры, а позволяют самостоятельно развиваться, постепенно улучшая свои результаты в учебе и спорте, домашних делах и играх.