Детский сад давно уже стал неотъемлемой частью жизни современного ребёнка. Давно прошли те времена, когда пребывание в садике было вынужденной мерой, на которую шли родители, вынужденные выходить на работу, которым не с кем было оставить кроху. Теперь малыш в детском саду не только проводит время, но и развивается, учится, а также заводит отношения с другими детьми.
Каждому малышу — свое время
Время, когда малыш может начать посещать детский садик, каждая семья определяет для себя индивидуально. Важными критериями могут явиться самые разные обстоятельства. Многие родители записывают кроху в детский сад заранее, и отдают в группу, когда подходит очередь, опасаясь, что позже места может уже не хватить. Часто мама с папой вынуждены работать, и не могут силами своей семьи обеспечить необходимый присмотр за ребёнком. Также важным фактором является возможность социализации и выстраивание отношений с другими детьми, которые может предоставить только сложившийся детский коллектив. Для кого-то важны развивающие и обучающие ресурсы дошкольного образования.
В зависимости от того возраста, в котором малыш начнет посещать детский сад, ему понадобятся особые условия. Если речь идет о двухлетнем крохе, то его потребность в обществе еще не очень велика, а бытовые навыки еще не совершенны. Для такого ребёнка нужна будет группа с небольшим количеством детей, чтобы воспитатели и их помощники могли уделять полноценное необходимое внимание каждому крохе, помогая справиться с освоением жизненных навыков. Дети в возрасте от 3 до 5 лет лучше всего привыкают к условиям детского сада — они в достаточной мере социальны, и если еще не умеют чего-либо в плане самообслуживания, то быстро могут этому научиться. Это оптимальный возраст для усвоения социальных норм — проще объяснить малышу, как правильно вести себя в обществе, когда выстраивать отношения в нем нужно прямо сейчас. Дети старше 5 лет интересуются в саду не сколько общением, сколько обучением. Если они попадают в коллектив в этом возрасте, у них могут быть уже свои устоявшиеся представления о том, как должны строиться отношения, и не всегда эти представления совпадают с мнением других детей.
Как помочь детям адаптироваться
В каком бы возрасте малыш ни оказался в первый раз в детском саду, ему нужно будет привыкнуть к новым условиям. Для этого понадобятся время и ресурсы нервной системы, и каждый ребёнок потребует своего особенного подхода в зависимости от особенностей личности. Очень многим детям сложно расставаться с утра с родителями, и неважно при этом, 2 им года или 5. Конечно, пятилетнему проще объяснить, что родители обязательно вернутся вечером, а не исчезнут навсегда, как об этом скорее всего подумает двухлетний малыш. Но от понимания того, что это временно, ребёнку не станет проще перенести тяжелый момент расставания. Кроху легко понять — пока вся его жизнь строилась вокруг главной фигуры мамы (родителей) — и вот теперь ему предстоит оказаться где-то вовсе без их поддержки. Это нелегко принять.
Нервная система малыша пока не очень крепка, ей сложно осмыслить всю поступающую информацию, и даже в собственных чувствах разобраться не всегда удается. А детский сад представляет собой поначалу один большой навалившийся стресс. Меняется вся модель существования малыша — он оказывается в большом коллективе (а не в своей маленькой уютной семье), рядом много таких же детей, все они незнакомые, воспитатель — чужой человек, и делать все нужно не когда захочется, а когда ему скажут. Даже взрослому нелегко может даться подобное изменение уклада жизни, что уж говорить про чувства крохи, на которого отдельным эмоциональным грузом давит отсутствие рядом любимых родителей. Увы, но нет универсального рецепта, помогающего любому ребёнку адаптироваться легко и безболезненно. Кому-то поможет время. Для кого-то может оказать поддержку временное пребывание в группе родителей — если привыкать к новому укладу придется в присутствии и при поддержке близкого человека, это может придать малышу моральных сил.
Родители могут научить этому заранее
Но кое-что родители могут сделать заранее. Малыш проще адаптируется в саду, если заранее побольше узнает об этом месте и правилах его жизни. Полезными могут оказаться прогулки по территории детского сада, чтобы ребёнок своими глазами увидел, как в этом месте живут дети, какие у них игрушки, как устроена детская площадка, можно познакомиться с воспитателем. Все новое и чужое манит детей, возможно, такая информация позволит проникнуться энтузиазмом к освоению нового пространства, которое малыш уже не будет считать полностью чуждым — ведь он его сам видел.
Можно попытаться облегчить бытовую составляющую вопроса. Если ребёнок полностью будет владеть навыками самообслуживания, ему будет проще освоиться в группе. Кроме естественного комфорта при выполнении обычных манипуляций — поесть, переодеться, заправить постель, — это добавит крохе морального ресурса. Для самого ребёнка способность качественно выполнить просьбу воспитателя будет означать, что он уже совсем взрослый, и вообще молодец. Также проще будет привыкнуть к садовской жизни, если малыш заранее начнет соблюдать режим дня этого заведения. Часто родители дома не придерживаются строгого распорядка дня, если нет такой необходимости. Но в ожидании посещения детского учреждения, лучше пересмотреть свои взгляды на этот вопрос. Если на общий стресс от похода в садик наложится еще и негатив от недосыпа по утрам, или необходимость делать перерыв на «сонный час» в середине дня, это станет слишком суровым испытанием для детской психики.
Новые отношения
Но самое главное для ребёнка — подготовиться к миру новой социальной системы, в которую ему предстоит встроиться в детском саду. К сожалению, малыш не может быть полностью готовым к ней заранее, но хотя бы дать представление о нормах поведения родители могут еще дома. Помогут игры в детский сад, в которых можно группой детей сделать игрушки и разыгрывать между ними возможные сцены жизни. Вот встретились мишка и зайка — как же им познакомиться и подружиться? Кукла Маша хочет игрушку, в которую играет кукла Даша — как ей быть? Вот Карлсон обидел Буратино — что Буратино делать? Такие игры могут предоставить крохе хотя бы примерные алгоритмы поведения, которые он сможет реализовать, сам попав в похожую ситуацию.