Первоклашки идут в школу с радостным волнением, ученики постарше — с предвкушением встречи с друзьями и мыслях о школьной рутине. Но какие бы чувства не испытывал ребёнок, адаптации к школе не избежать. Этот процесс может тянуться месяц и даже дольше, причем проходят через него не только дети, но и родители. Чтобы облегчить этот период, используйте эти 7 советов. Они помогут привыкнуть к школе с минимумом потерь для нервов и здоровья.
Готовьтесь с вечера
Это относится не только к первому сентября, и не только к портфелю. Как взрослые хотят быть предупреждены заранее, что будет завтра на работе, так и ребёнку надо знать, что ему надеть и что взять с собой, не будет ли завтра в школе осмотра у врача, фотографов или собрания. Так что предупреждайте с вечера — в том числе если у вас нестандартная рутина, например, в один день вы забираете ребёнка с продленки, а в другой нет.
Хотя многие привыкли к тому, что их обязательно заберут домой, еще в детском саду, часть детей может ощущать напряжение и неуверенность в гарантии возвращения родителя. Так что можно заранее проговорить, во сколько вы забираете ребёнка из школы (и не опаздывать).
Особенно неуверенным детям — например, если они не ходили в сад или кто-то их родителей любил «уходить по-английски, не прощаясь», стоит давать с собой напоминалочку — например, маленькую фотографию вас вдвоем и небольшую игрушку или вещь из дома.
Вечер — это еще и отход ко сну. Чем младше ученик, тем больше ему надо спать, особенно в стрессовой ситуации. А стресс от начала школы по силе сравним с переживаниями от появления младенца в семье.
Так что укладывайте школьника пораньше: гормонов стресса (адреналина и кортизола) ему и так хватает, и не нужно, чтобы добавленный к этому недосып привел ребёнка к нервному срыву. А недосып, по данным ученых Concordia University, повышает уровень кортизола даже у малышей.
Многие первоклашки, даже те, что давно забыл про тихий час, не против опять к нему на время вернуться. Если вы видите, что ребёнок становится вялым и клюет носом днем, предложите ему полежать.
Доброе утро — это важно!
Когда ребёнок просыпается, ему важно настроиться на позитив (взрослому тоже). Так что подпитывайте его настроение своим и помните, что спешка подавляет этот позитив.
Лучше завести будильник с запасом в 10-15 минут и в это время дать ребёнку медленно проснуться и пообниматься или же — в зависимости от его характера — сделать вместе зарядку.
Объятия любимого человека приятны в любом возрасте. Ученые Ohio State University доказали, что 30 секунд крепких объятий повышают уровень серотонина и окситоцина.
А это гормоны не только счастья и любви, серотонин также нужен для успешной учебы, он повышает концентрацию внимания и улучшает память. Так что если ваш малыш уже слишком большой, чтобы обниматься, скажите, что это надо для школы! Даже подросткам это помогает (несмотря на их взгляды исподлобья).
Придерживайтесь утренней рутины
Как вечерняя настраивает на сон, утренняя рутина настраивает на весь день. Занятия с утра должны быть повторяющимися и однообразными, например, зарядка, ванная, заправить кровать, завтрак, одеваемся и на выход.
Лучше ввести правило не отвлекаться на гаджеты и не включать телевизор по утрам, чтобы внимание не рассредоточивалось. Правило должно касаться и взрослых — лучше всего дети воспитываются не словами, а примером.
Если ребёнок не хочет в школу
Рано или поздно это слышат все родители: «не хочу идти в школу». Не стоит впадать в шок: это нормально. Причиной может стать погода, нелюбимый предмет или усталость, а также серьезные факторы — ссоры, драки, травля одноклассников. Что делать, если ребёнок говорит, что идти на уроки он не хочет?
- Принимать и отзеркаливать чувства: «Я так тебя понимаю! Мне тоже совсем не хочется сегодня идти на работу (в магазин, вести младшего в сад)». Как правило, этого вполне хватает — ваш нехочуха слышит, что он не одинок и вы разделяете его чувства. Но на работу все равно пойдете.
- Принимать с примером: «Я тоже часто не хотела идти на уроки, когда училась в школе. Особенно зимой, когда на улице было холодно, и нужно было натягивать шерстяные рейтузы, а от них так чесались ноги!». Или вы не любили математику первым уроком — что-то вы точно в школе не любили, так что приводите пример.
- Постараться понять, нет ли специфической причины, и предложить решить проблему. Например, далеко не все первоклашки успешно справляются с переодеванием после физкультуры в форму — предложите написать сообщение учителю, чтобы ребёнку помогли.
Чтобы снизить количество таких отказов от школы, можно проводить игротерапию с помощью игрушек или же использовать проективные методики. Например, пожалуйтесь, что мишка каждое утро плачет, что не хочет учиться, что делать? Порой в такой игре ребёнок рассказывает, что мишку «в школе толкают» или «заставляют доедать суп на обед».
В проективных методиках грустного мишку с портфелем или школу можно рисовать — и дети комментируют рисунки или рисуют свои «по мотивам».
Учитель в начальной школе — авторитетный взрослый
Это до школы вы были самым знающим, а в первом классе это место должен занять учитель. Авторитет учителя выстраивается в первые 2-3 недели. Если все сделано правильно и у ребёнка есть с ним контакт, вы услышите вариацию на тему, что писать/считать/раскрашивать надо не по-вашему, а как сказала Марина Витальевна.
Если позицию значимого взрослого учителю занять не удалось, процесс адаптации к школе будет затягиваться. В таком случае надо пообщаться с педагогом и найти решение (а опытный педагог сам вам предложит обсудить ситуацию).
Укрепляйте дружбу
Школа — она не только для учебы. Процесс социализации не заканчивается в детском саду (а кто-то и в сад не ходит). Так что важно, чтобы в классе был хотя бы один приятель или подруга. Чем раньше ребёнок начнет с кем-то дружить, тем легче и лучше ему будет в школе.
Хорошо, если дети идут в один класс после детского сада, но если все незнакомы, надо помочь укрепить связь. Как правило, появление друга проявляется в рассказах ребёнка «Саша поделился фломастерами, Саша принес яблоко кусочками, мы бегали с Сашей на перемене». Если вы таких фраз не слышите, можно спросить ребёнка или учителя, с кем из детей есть дружеские отношения, и предложить вместе поиграть после школы, встретиться на выходных, позвать в гости и т. д.
После школы надо снять напряжение
Сидеть молча за партой и усиленно внимать словам учителя тяжело и физически, и эмоционально. Помогайте ребёнку избавиться от этого напряжения: лучше всего заходить после школы на детскую площадку (или на школьный стадион) и давать полчаса побегать и попрыгать. Даже 10 минут быстрой беготни может хватить, чтобы эмоции пришли в порядок.
О том, что напряжение накапливается, вам подскажут ночные просыпания и страшные сны у ребёнка, эпизоды энуреза от стресса, плохие привычки — грызть ногти, карандаши, выдирать волоски и т. д. Все это по мере адаптации должно сойти на нет. Кроме того, те же стрессы и новый коллектив способствуют различным болезням. У педиатров даже есть отдельное название самой первой «болячке» школьников. Читайте о ней в статье «Синдром седьмого сентября: как не заболеть в первую неделю школы?».