Нарушение сенсорной обработки — это состояние, при котором человеку трудно обрабатывать входящие потоки информации. Ребёнок с данным расстройством, избыточно или недостаточно реагирует на сенсорные стимулы.
Мир становится некомфортным местом для детей, у которых наблюдается нетипичная реакция на внешние раздражители. Нарушение сказывается на повседневной жизни: свитер вызывает зуд, звуки кажутся громче, а зубная паста пахнет мятой сильнее обычного — в случае повышенной восприимчивости. Нарушения слуха, обоняния, осязания, тактильная дисфункция, вкусовая дезориентация наблюдаются у детей, если есть нарушения чувств.
Родителям трудно понять, с чего начать помогать ребёнку, восприимчивость и впечатлительность которого являются чрезмерными или, наоборот, недостаточными. Что могут сделать взрослые, чтобы ребёнок чувствовал себя комфортно и безопасно? Как наладить его социальную адаптацию? Ответы в данной статье.
Сенсорное расстройство у детей: причины и признаки
Причинами сенсорных расстройств являются нарушения нервной системы. Умственная отсталость, недоразвитие речи, травмы спины или головы, инфекционные, вирусные заболевания матери во время беременности, перенесенные ребёнком в период родовой деятельности или после рождения — особенности и события, которые могут спровоцировать нарушения ЦНС. Как могут понять родители, что сенсорная интеграция у ребёнка нарушена? Он демонстрирует следующие проявления:
- путает право-лево и верх-низ;
- не может выполнять задания, в которых нужно задействовать обе руки;
- пользуется поочередно, то правой, то левой рукой во время письма, рисования, обеда;
- подолгу раскачивается на стуле;
- испытывает трудности при концентрации на движущемся предмете;
- не способен удерживать внимание;
- часто закрывает уши — от громких звуков и не только;
- сторонится прикосновений;
- предпочитает одиночество компании детей;
- не любит, когда кто-то слишком близко подходит к нему.
Родителям стоит знать о том, что дети с сенсорным расстройством испытывают сложности с развитием навыка письма, счета, чтения. Поэтому, чем раньше они посетят специалистов — нейропсихолога, логопеда, невропатолога — тем больше шансов, что ребёнку с нарушением чувств удастся помочь.
Типы расстройства у ребёнка
Первым шагом на пути к тому, чтобы помочь ребёнку преодолеть проблемы, является установление его антипатий и триггеров. Для того, чтобы сделать это, нужно выяснить — кем является ребёнок?
Существует два типа детей с нарушениями, одни из них — сенсорные «искатели», другие — «избегатели». Разница заключается в том, что первые имеют более высокий порог восприятия информации. Им нужно больше фактов для расшифровки сообщений, которые следует обработать. Такие дети плохо ощущают внешние стимулы, могут иметь нарушения зрения, слуха, обоняния, осязания. Их нельзя торопить, обращаться с ними грубо.
Второй тип имеет более низкие сенсорные пороги, небольшое количество сигналов вызывает большую реакцию. Они избегают дополнительной стимуляции, поскольку она переполняет их.
Дети-«избегатели», чувствительны к звукам, свету и запахам, поэтому к ним могут применяться медикаментозные меры, которые оказывают успокаивающее действие. Они бурно реагируют на интенсивные формы сенсорной стимуляции, постоянно находятся в движении, прыгают, дерутся, падают и толкают окружающих.
«Искатели», напротив, очень нуждаются в том, чтобы родители постоянно дополняли информацию, которую они пытаются обработать, поэтому, для того, чтобы ребёнок получал полноценное воспитание и общение, с ним нужно постоянно находиться рядом — обучать, помогать, пояснять, подсказывать.
Важно помнить, что дети с нарушениями отличаются друг от друга, хотя симптомы могут быть похожи. Одно занятие им может понравиться, а другое — вызвать негатив. Реакция ребёнка на привычные вещи может меняться ежедневно, в зависимости от обстоятельств.
В итоге, процесс подбора вариантов поможет определить, что заставляет его чувствовать себя комфортно и в безопасности. Когда у родителей сформируются представления о том, что необходимо ребёнку, можно адаптировать для него ежедневные действия и домашние процедуры.
Как родителям помочь ребёнку
Как ввести ребёнка с сенсорным расстройством в повседневную жизнь?
- Стоит поэкспериментировать со сменой одежды, одела или игрушек. Выбирать различные ткани и шерсть, чтобы усилить тактильный контакт с кожей и внимательно наблюдать за реакцией малыша.
- Чаще просить ребёнка о помощи в домашних делах — не только в комнате, но и за пределами дома. Например, переставить мебель или пропылесосить, а также, подстричь газон или прополоть грядку с цветами.
- Играть в «сэндвич». Суть игры заключается в том, чтобы положить ребёнка между двумя подушками и надавливать на них с разной силой. Обязательное условие — интересоваться, что ему нравится больше, когда надавливают сильнее или мягче, что он чувствует?
- Предлагать продукты с разными вкусами и консистенцией, для стимуляции рецепторов. Как правило, вкус должен быть ярко выраженный, например, кислый, соленый или горький.
- Охватывать конечности ребёнка руками, экспериментируя со степенью сжатия. Также, наблюдать за реакцией, чтобы понять, что он ощущает.
- Делать массаж головы, всего тела.
- Выбирать облегающую одежду.
- Водить ребёнка на природу, где он мог бы подниматься на деревья или спускаться с холма.
- Предлагать играть с рисом или песком. Предварительно можно спрятать в них монету или пуговицу, а затем попросить малыша отыскать их.
- Слушать медленную и мелодичную музыку, поощрять ребёнка за то, что он двигается в такт мелодии.
Рекомендации родителям
Важно научиться распознавать признаки расстройства, заметив, что ребёнок становится чрезмерно активным, у него изменился цвет кожи, появилась икота, отрыжка или зевота, а также странное поведение, необходимо стремительно принять меры. Успокоить ребёнка можно простыми способами, например, обернуть в одеяло, удерживать и покачивать до тех пор, пока состояние не нормализуется.
Родителям сложно справиться с проявлением симптомов самостоятельно, поэтому стоит обратиться к квалифицированным специалистам, которые дадут советы и помогут справиться с симптомами.