Имеют место случаи, когда диспетчера скорой помощи не совсем корректно пытаются выяснить причину вызова, в то время как абоненты по ту сторону провода дают не совсем исчерпывающие ответы на поставленные вопросы. Во избежание подобных ситуаций следует знать, как правильно делать вызов скорой помощи.
Общение с диспетчером при вызове скорой помощи
Что нужно делать, если человеку необходима скорая помощь? Основные правила ее вызова следует выучить так же четко, как и ее номер: 103 для всех мобильных телефонов и 112, который можно набрать даже при минусовом балансе или заблокированном телефоне.
Каких правил следует придерживаться в процессе общения с диспетчером?
- Во-первых, каким бы сложным не было состояние больного, с диспетчером нужно говорить спокойно, без слез, истерик и суеты. Лишние эмоции могут затянуть разговор и, соответственно, прибытие врача скорой помощи.
- Следующее правило — не преувеличивать симптоматику: «Он весь горит» или «Он почти не дышит». Такая подача не гарантирует скорость прибытия медиков. Напротив, диспетчер скорой помощи может заподозрить преувеличение со стороны звонящего. И это не удивительно, потому как очень много случаев, когда слишком мнительные пациенты с мигренью, гипертонией и прочими болезнями кричат в телефонную трубку: «Я умираю» и практически каждый раз требуют их госпитализировать, словно доживают последние дни. В итоге врач скорой помощи из четырех принятых вызовов, скорее всего, выберет три, на его усмотрение, более правдивые, а после этого уже поедет по «истерическому».
- Замалчивать, а также приуменьшать симптоматику тоже не желательно. Нужно описать подробно: что именно болит, в какой области и как (режущая боль, тянущая, тупая и т. д). Это нужно для того, чтобы врач скорой помощи знал, какие препараты и инструменты взять с собой. Следует упомянуть и наличие других признаков (испарина, слабость, тошнота и т. д).
- Наверное, не все знают, что во время вызова скорой помощи диспетчер заполняет анкету, поэтому вопросы задает в установленном порядке. Нужно быть готовым отвечать на них последовательно. Когда на все поставленные вопросы будут даны обстоятельные ответы, нужно спросить, что можно предпринять до приезда бригады, если состояние больного ухудшится. Можно попросить у диспетчера номер наряда — эта информация может быть полезной при проблемах общения с медперсоналом.
- Если вместо голоса диспетчера вы услышите автоответчик, бросать трубку и перезванивать не следует. Входящие звонки выстраиваются в очередь автоматически, поэтому с каждым новым звонком абонент вновь оказывается в самом хвосте этой очереди.
Общаясь с диспетчером, нужно подготовить ответы на такие вопросы:
- Причина вызова. Следует как можно точнее ответить на все вопросы о состоянии пациента, что даст возможность определить, какая именно бригада поедет на вызов.
- Телефон, с которого вызывается скорая помощь.
- Место нахождения больного. Если это авария либо вызов скорой помощи для человека, которому стало плохо не дома, следует указать примечательные ориентиры местности. А если пациент находится в квартире, уточнить, как лучше подъехать к дому, назвать номер подъезда, этажа, квартиры, код замка.
- Паспортные данные больного, если есть такая возможность.
- Фамилию человека, сделавшего вызов скорой помощи.
Травмы и болезни: неотложка или скорая помощь?
Скорая помощь бывает экстренная, а также неотложная. Служба неотложки была сформирована при медицинских учреждениях для той цели, чтобы облегчить работу скорой помощи. Вызов скорой помощи экстренной, равно как и неотложной, производится по номеру — 103 или 03.
Скорая или экстренная помощь, в основном, вызывается на места ДТП и других несчастных случаев, при травмах, бессознательном состоянии, психических расстройствах, к вынашивающим ребёнка, а также рожающим женщинам.
Неотложка приезжает на дом к больному, когда нет угрозы для жизни, и пациент не нуждается в госпитализации. Целью ее является помощь при обострении некоторых заболеваний, простудных и вирусных болезнях, сильных мышечных болях и т. д.
Экстренная помощь будет у больного уже через двадцать минут, а неотложку можно прождать около 2-х часов. Прибыв по адресу, врач скорой помощи в некоторых случаях может обнаружить, что пациент находится в более тяжелом состоянии, нежели предполагалось ранее. В такой ситуации он вызовет медиков экстренной помощи, которые доставят пострадавшего в медицинское учреждение.
Врач скорой помощи: требуется ли полис?
Первая врачебная помощь должна быть оказана каждому нуждающемуся, независимо от его гражданства, места регистрации и наличия страхового полиса. Хорошо, если у больного будут какие-нибудь документы, потому что врач должен записать паспортные данные пациента. Тем не менее, отсутствие документов не должно стать основанием для отказа во врачебной помощи, да такого и не бывает.
Некоторых пациентов возмущает поведение врачей из бригады скорой помощи: «Прямо по коврам в обуви!» Да, они не должны снимать обувь, и с подобным фактом придется смириться. Представьте себе, сколько времени нужно врачу, чтобы снять обувь, затем ее снова надеть и помножьте на число вызовов. Получатся часы, и возможно, от этого может зависеть жизнь одного из пациентов.
Если вызывается «скорая» к тяжелобольному человеку, стоит позаботиться о его возможной транспортировке. Чтобы донести пациента до машины, потребуется, как минимум, 4 человека. С бригадой «скорой» столько людей не приезжает, к тому же водитель не сможет оставить автомобиль, потому что несет ответственность за оборудование. По этой причине поиском помощников лучше заняться заблаговременно. Можно попросить соседей или знакомых — вряд ли кто откажет в таком деле.
В обязанности бригады как скорой, так и неотложной помощи не должны входить плановые процедуры — уколы, перевязки и т. д., а также услуги стоматологического характера. Кроме того, медперсонал не выписывает справки и больничные листы, не дает информацию справочного характера.
Мы надеемся, что эти несложные рекомендации дадут возможность многим сохранить не только здоровье, но и нервы, а также помогут быстро сориентироваться в трудной ситуации и получить своевременную квалифицированную помощь.