Детское непослушание часто связывают с отсутствием дисциплинированности. Почему ребёнок не слушается и не выполняет указания старших? Что стоит за непослушанием в семье, детском саду и школе? Какие методы помогут взрослым непросто приучить ребёнка слушаться старших, а вызовут в нем желание относиться к просьбам с уважением?
Привычка перевоспитывать ребёнка
Если ребёнок с раннего детства не приучен к простым правилам поведения, то, взрослея, он столкнется с рядом проблем. Чаще всего, они касаются отношения с окружающими и общения. Детей, которые постоянно нарушают правила в коллективе — не понимают и ругают учителя, сверстники сторонятся завязывать с ними близкие отношения. Однако, каждому ребёнку хочется дружить, играть в игры и знать, что он принят в обществе. Отсутствие дисциплинированности может стать веской причиной к тому, что появятся проблемы в сфере общения и отношений.
Семья — это первый институт, в котором формируется личность ребёнка. Его любовь к дисциплине целиком и полностью зависит от того, какой «тон» в этой области зададут родители. Если они сами не соблюдают простейшие правила поведения и отношений в семье, то ребёнок, когда они начнут требовать от него то же самое, скорее всего, проигнорирует просьбы. Поэтому, давить на ребёнка, чтобы он изменился — почти бесполезно. Родителям, сначала, нужно задуматься над отношением к себе, жизни, окружающим людям, чтобы понять, какой пример они показывают детям.
Причины недисциплинированности у ребёнка
Отсутствие четкого режима дня. То, как ребёнок соблюдает режим сна, отдыха и питания, зависит от того, приучен ли он к этому. Когда дети с детства привыкают к порядку, взрослея, им легче справляться с дисциплинарными требованиями, которые, как правило, возрастают. Их рост наблюдается еще в детском саду, когда воспитатели требуют тишины, организовывают игры и занятия. Позже, педагоги в школе выставляют требования всему классу и каждому ребёнку отдельно. В семье «живут» свои требования и, часто, от того, как они соблюдаются, зависят отношения детей и родителей.
Бывает так, что ребёнок никогда не слышал о том, как нужно правильно вести себя в общественном месте — банке, поликлинике, магазине. Некоторые родители совершают ошибку, когда игнорируют семейное обучение детей. Они не рассказывают им о том, почему необходимо сдерживать физическую активность, где следует снижать тон голоса и зачем людям уважать психологическое пространство друг друга. Для того, чтобы ребёнок что-то умел, его, сначала, нужно этому научить. Первые навыки формируют как раз родители.
Дети не приучены соблюдать дисциплину в бытовых и организационных моментах. Это проявляется в нежелании умываться и заправлять постель, привычке бросать одежду где попало, оставлять вещи не на своих местах. С маленького возраста, малыш должен знать, что у каждой вещи в доме есть свое место, и она должна находиться там.
Противоречивые требования взрослых. Когда ребёнка воспитывают несколько поколений сразу — мама, папа, бабушка и дедушка живут вместе — тогда, часто, они выставляют к нему разные требования. От их характера зависит формирование дисциплины в семье.
Непонимание в семье отражается на детях
На прием привели ребёнка 6 лет, с жалобами на то, что, в последнее время он стал абсолютно неуправляем: устраивает истерики по любому поводу, грубит и хамит родителям, не выполняет простые просьбы и поручения. В результате работы, выяснилось, что ребёнок находится в близком контакте не только с родителями, но, также, с бабушкой и дедушкой — все члены семьи проживают на одной территории. Требования, которые выставлялись ребёнку в семье, сильно противоречили друг другу. Так, мать и отец пытались приучить сына к порядку, не позволяли ему манипулировать, не давали поблажек, учили доводить любое дело до конца. Бабушка, чаще всего, в отсутствии дома родителей, демонстрировала ему противоположное отношение к быту и организованности. Ей было жалко внука, над которыми, по ее мнению, «Просто издевались родители» — лишали детства и портили ему настроение. Оставшись наедине с ребёнком, бабушка «включалась» в такую игру, как «Давай ослушаемся маму с папой и ничего им не скажем». Таким образом, она целый день могла развлекать ребёнка, делала все за него, а когда с работы возвращались родители, было сказано, что сын выполнил обязанности самостоятельно — полил цветы, покормил кота и тому подобные.
В результате таких «партизанских» семейных игр, у ребёнка начал формироваться внутренний конфликт. С одной стороны, он активно пользовался тем, что дает ему бабушка, потому что это приносило много радости и удовольствия, а с другой — внутри него рождалось сильное сопротивление нечестному поведению. Он ощущал себя, словно, между двух огней, видел конфликт между взрослыми и думал, что с ним что-то не так. В данном случае, совместная семейная психотерапия помогала взрослым договориться между собой. Как только напряжение между ними снизилось, ребёнок успокоился, стал более дисциплинированным и даже начал выполнять просьбы взрослых с радостью.
Рекомендации родителям
- Приучая детей к порядку, нужно придерживаться выбранной позиции и не отступать от нее, даже если дети буду сильно капризничать и сопротивляться.
- Родителям важно помнить о том, что, ребёнку нужно сначала оказать внимание, а затем выставлять требования. Так, он в хорошем настроении пойдет выполнять поручение.
- Мотивация — двигатель развития дисциплинированности. Когда ребёнок четко знает, для какой цели он совершает то или иное действие, в нем рождается больше желания и сил делать это. А если, после этого, он получает похвалу или другое поощрение, то стремление к соблюдению правил, также, увеличивается.
- Следует оценить количество разрешений и запретов в семье. Если последнее явно имеют преимущество, то, ребёнок вынужден часто сдерживать свои эмоциональные порывы, когда не может получить то, что хочет. В результате этого, много энергии тратится на подавление чувств и у него не остается сил на то, чтобы выполнять просьбы родителей.
- Дети станут легко слушаться того, кто является для них авторитетом и с кем налажены доверительные отношения.