Каждая мама уверена, что ее ребёнок самый красивый, умный и сообразительный. Стремление дать своему малышу все возможное для его развития, к сожалению, может обернуться негативными последствиями. Происходит это в тех случаях, когда лучшие побуждения родителей вступают в противоречие с законами природы и рекомендациями детских психологов. Именно такая ситуация возникает, если родители начинают учить детей чтению и письму в раннем возрасте, начиная с 2 или 3 лет.
Особенности раннего возраста
Следуя моде и авторитетным советам знакомых, желая облегчить детям будущие занятия в детском саду и школе, родители не учитывают такой важный фактор, как стадии развития головного мозга. В каждый период жизни организм способен понимать и учиться тем вещам, которые заложены природой для естественного и гармоничного развития человека.
Двухлетний кроха понимает только конкретные образы, то, что можно увидеть, услышать, потрогать. Абстрактные образы, такие, как буква, слово, цифра, ребёнок не в состоянии понять.
Конечно, послушного, умненького малыша можно научить складывать буквы в слова, но это будет механический процесс без понимания прочитанного и без запоминания.
Физиологически мозг готов к восприятию алфавита и цифр в 5-7 лет. К этому возрасту у ребёнка формируется способность концентрировать внимание, появляется интерес к тому, как устроено слово и как его можно прочитать. Для того, чтобы ребёнок мог выдержать в школе 45-минутный урок, он должен быть к этому готов.
Ранний возраст — это период, когда малыш еще неусидчив. В его нервной системе преобладают процессы возбуждения. Это физиологическая причина того, что ребёнок крутится, убегает с занятий играть, бегать. В этом возрасте основной вид деятельности — исследование окружающего мира. Крохе интересно все: каждая пустая баночка, веревочка, мебель, конструкторы, кухонные принадлежности. Предметы, которые можно пощупать, погрызть, облизать, обследовать. Малышом движет жажда знания, но не букв и цифр, а как все устроено в этом мире.
Последствия раннего обучения детей
Проблема раннего обучения заключается не только в том, что ребёнок не способен научиться читать и писать. Настоящей проблемой может стать неумение такого малыша выражать свои эмоции и понимать чувства других людей. Это происходит, потому что в то время, когда надо было развивать эмоциональную составляющую натуры ребёнка, родители занимались обучением буквам и цифрам.
С двух лет до пяти у ребёнка бурно развивается сенсомоторная и эмоциональная сфера. Малыш должен как можно больше играть и в игре познавать окружающий мир. Одновременно у него будут развиваться воображение и образное мышление. Для этого сложного процесса требуется энергия, которая тратится на бесполезные попытки чтения. В результате нормальный процесс развития оказывается сбит.
Самое плохое, что ошибки родителей приводят к неумению выстраивать отношения со сверстниками в будущем, к страхам и комплексам.
Немаловажно и то, что чтение маленьких детей требует сильного умственного напряжения, а это может сказаться на здоровье других органов, в первую очередь дыхательной и пищеварительной системы.
Не рекомендуют раннее чтение и офтальмологи, так как до пяти лет происходит формирование зрительных мышц, и излишнее напряжение, на которое детские глаза еще не рассчитаны, может привести к близорукости.
Процесс механического чтения не принесет удовольствия малышу и может надолго отвратить его от складывания букв в слоги. Тогда в школе он не сможет достичь успеха, и это скажется на его самооценке, на успеваемости. Неизбежно снизится интерес к учебе, с чтением будут связаны негативные эмоции.
Как подготовить малыша к школе
Тем не менее, готовить ребёнка к школе можно и нужно. И для этого совсем не требуется мучить ребёнка непонятными символами. С двух лет ребёнка можно приучать к порядку. С четырех или пяти лет родители должны пробуждать у ребёнка интерес ко всему, что находится вокруг него, учить малыша сравнивать предметы, понимать их предназначение и устройство.
Дети учатся читать и писать в основном на занятиях в детском саду. К 7 годам они уже знают все буквы, умеют считать. Дома полезно лишь закреплять пройденный материал, вместе с ребёнком читать детские сказки, заучивать стихи, рисовать к ним иллюстрации.
Оптимально начинать учить буквы и их написание с 5 лет, когда ребёнок знает значение множества слов и его рука готова к написанию букв.
Для обучения письму в этом возрасте используют специальные рабочие тетради, в которых дети тренируются писать палочки, крючки, а потом и сами буквы. Обучение сопровождается играми, заданиями на наблюдательность, сообразительность. Здесь же малыши разукрашивают, рисуют, учатся правильно держать карандаш и ручку.
Для ребёнка будет полезно посещать творческие кружки, учиться рисовать, лепить, мастерить поделки из бумаги и развивать мелкую моторику. Это те занятия, которые любят дети дошкольного возраста, и они не противоречат их возрастным особенностям.
Важно приучать ребёнка к режиму
Занятия с дошкольниками в детском саду проходят, как и в школе, с сентября по май. Этот режим тоже готовит ребят к школьной жизни. В течение дня подготовка к школе перемежается с играми и прогулками, поэтому малыш не устает, учебная нагрузка не вредит здоровью, а способствует гармоничному развитию.
Полезно уже в раннем возрасте знакомить ребёнка с цветами, размерами, геометрическими фигурами. Развитию моторики руки для письма способствуют деревянные игрушки, простейшие пазлы, различные шнуровки, вкладыши, тематические картинки. Они одновременно развивают и мышление и движения кисти руки. Такие игрушки доступны во многих детских магазинах, с ними легко можно заниматься дома в любое удобное время.
Можно знакомить малыша с буквами не только в детском саду, но и дома. Делать это надо ненавязчиво, в игровой форме. Можно повесить картинки с буквами возле кроватки, показывать их на рекламных плакатах во время прогулки.
Важно читать ребёнку детские книжки с крупными картинками, чтобы у него вырабатывалось позитивное отношение к чтению, желание научится читать самому. Полезно читать вместе в любое свободное время, задавать вопросы по прочитанному тексту, просить ребёнка пересказывать небольшие отрывки. Если инициатива будет исходить от малыша, то чтение принесет ему удовольствие и радость познания, и он сможет проявить свои способности и полюбить литературу на всю жизнь.