Как родители, мы заботимся о благополучии детей, способствуя их физическому и эмоциональному развитию. Но как насчет здоровья детского мозга? Так же, как вы даёте пищу телу, и выбираете питательные и полезные продукты, надо заботиться и о мозге, стимулируя его развитие.
Так что мы делимся с вами советами по поддержанию здоровья мозга детей разного возраста, а также видами деятельности, стимулирующих мозговую активность, которые могут пробудить когнитивные, стимулировать творческие способности и проложить путь к активному обучению на долгие годы.
Что означает стимуляция работы мозга?
«Стимулирование мозга» относится к действиям или стратегиям, которые улучшают когнитивные способности и способствуют оптимальной работе мозга. Эти действия:
- стимулируют мозг, способствуя развитию и улучшению различных навыков, таких как память, внимание, решение проблем, креативность и критическое мышление;
- способствуют новым нейронным связям, улучшают когнитивные способности и повышают общую умственную работоспособность.
Стимулирующие занятия могут быть образовательными, развлекательными или комбинацией того и другого, в зависимости от конкретных целей и интересов. Они особенно полезны для малышей, поскольку их мозг активно развивается, очень пластичен и легко адаптируется в ранние годы.
Кроме того, такие упражнения для здоровья мозга могут оказать положительное влияние на социально-эмоциональное развитие. Они повышают самооценку, уверенность и мотивацию по мере того, как дети испытывают успех. И, наконец, такие виды деятельности, как совместные игры или групповые проекты, развивают навыки социального взаимодействия, общения и командной работы.
Учёные из Университета Вашингтона решили проверить, что же из ранних навыков действительно помогает получать хорошие отметки в школе. И оказалось, что это — уровень владения коммуникацией.
Как выяснилось, лучше читают и считают в школе те дети, кто до школы наработал большой словарный запас, научился формулировать мысли, вести беседы и диалоги.
Какую пользу приносят детям занятия, стимулирующие мозг?
Занятия, стимулирующие работу мозга, полезны для детей по нескольким причинам. Они не только способствуют общему здоровью мозга, но и разнообразят варианты занять эту мощную вычислительную машину.
Вот несколько причин, по которым занятия-стимулы могут быть полезны детям:
- Когнитивное развитие: помогают детям развивать такие важные навыки, как память, внимание, решение проблем, критическое мышление, креативность и логическое мышление.
- Готовность к обучению. Занятия, стимулирующие работу мозга, повышают готовность детей к обучению, улучшая их способность сосредотачиваться, концентрироваться и усваивать информацию.
- Академическая успеваемость. Улучшение мыслительных способностей и способностей к обучению влияет на успеваемость, способствуя развитию памяти, критического мышления и навыков решения проблем. Это, в свою очередь, помогает преуспеть в различных предметах, лучше сдавать экзамены и легче усвоить сложные концепции.
- Исполнительные функции. Занятия, стимулирующие работу мозга, усиливают исполнительные функции, представляющие собой когнитивные навыки более высокого уровня, задействованные в планировании, организации, самоконтроле и принятии решений.
- Творчество и воображение. Один из самых важных советов по поддержанию здоровья мозга — заниматься такими видами деятельности, как искусство, музыка и творческие игры, чтобы развивать творческие способности и воображение. Эти навыки необходимы для инновационного мышления, самовыражения, креативности и решения проблем во всех сферах жизни. Кроме того, они помогают детям исследовать и оттачивать свои способности.
- Уверенность и самооценка. По мере того, как дети занимаются деятельностью, стимулирующей работу мозга, и их когнитивные способности растут, и они обретают уверенность в своих собственных возможностях.
- Здоровое развитие мозга. Занятия, стимулирующие мозговую активность, способствуют здоровому развитию за счет укрепления нейронных путей и повышения общей эффективности работы мозга.
Стимуляторы мозга по возрасту
Важно отметить, что занятия, стимулирующие работу мозга, должны соответствовать возрасту, быть сбалансированными с другими аспектами жизни ребенка, такими как физическая активность, социальное взаимодействие и время отдыха. Сосредоточьтесь на конкретных занятиях, которые могут выполнять дети разных возрастных групп.
Обязательно выбирайте разные проекты или игры в соответствии с возрастом и не спешите перепрыгивать через этапы!
Для младших дошкольников (3-5 лет)
- Строительные блоки: занимайтесь строительством с использованием кубиков или конструкторов, чтобы развивать пространственное восприятие, умение решать проблемы и мелкую моторику.
- Сортировка и сопоставление: используйте такие предметы, как цветные сортеры или фигуры, чтобы научить детей сортировке, сопоставлению и распознаванию образов.
- Истории и ролевые игры: поощряйте творческие игры, сочинение историй и ролевые игры, которые способствуют развитию творческих способностей, языка и социальных навыков.
- Головоломки и простые настольные игры: познакомьте детей с головоломками с большими деталями и простыми настольными играми, которые развивают когнитивные навыки, такие как распознавание форм, координация движений рук и глаз и очерёдность действий.
- Искусство и ремесла: занимайтесь творчеством и рукоделием, включая раскрашивание, рисование, вырезание и склеивание, чтобы развивать мелкую моторику и творческие способности.
Для старших дошкольников и младших школьников (6-12 лет)
- Чтение и письмо: поощряйте регулярные занятия чтением и вовлекайте детей в письменную деятельность, например, ведение дневника, записывание или сочинение собственных историй.
- Стратегические игры: предложите детям стратегические настольные игры, такие как шахматы, шашки или стратегические видеоигры, которые развивают критическое мышление, планирование и решение проблем.
- Научные эксперименты: вовлекайте детей в простые научные эксперименты, поощряя их наблюдательность, прогнозирование и аналитические навыки.
- Математические игры: играйте в игры, связанные с математикой, такие как числовые головоломки, судоку или карточные игры, требующие математических вычислений и логических рассуждений.
- Музыка и игра на музыкальных инструментах: поощряйте детей учиться играть на музыкальных инструментах или заниматься деятельностью, связанной с ритмом и мелодией, чтобы развивать когнитивные навыки, память и координацию.
Для подростков (возраст 13+)
- Дебаты и обсуждения: участвуйте в обсуждениях на различные темы, чтобы развивать критическое мышление, рассуждения и коммуникативные навыки.
- Творческое письмо и рассказывание историй: поощряйте подростков писать рассказы, стихи или эссе, способствуя развитию творческого мышления, языковых навыков и самовыражения.
- Написание кодов и программирование: познакомьте с занятиями или проектами по кодированию и программированию, чтобы улучшить способности решения проблем и логического мышления.
- Осознанность и медитация: обучайте техникам релаксации, упражнениям на осознанность или практикам медитации для улучшения концентрации, внимания и эмоционального благополучия.
- Сложные головоломки и задачи на развитие мозга: предлагайте сложные головоломки, загадки или логические игры, которые бросают вызов навыкам мышления и поощряют способность решать проблемы.
- Не забрасывайте занятия «царицей наук»: учёные Оксфорда выяснили, что уроки математики даже в возрасте после 16 лет положительно влияют на развитие мозга. Подростки, которые углубленно изучали математические науки, имели более высокий уровень ГАМК в коре мозга, химического вещества, важного для памяти, обучения и решения проблем.
Не забывайте учитывать индивидуальные интересы, способности и стадию развития каждого ребенка при выборе занятий, стимулирующих работу мозга. Кроме того, подумайте, получает ил ваш ребёнок с пищей все необходимые для такой активности вещества.
Сложно всё это осуществлять в семье самостоятельно — да и не нужно! Помочь вам и детям могут различные внешкольные занятия, и они могут быть самыми разными! Про выбор рассказываем в статье «Классные и бесплатные: какие кружки для детей есть в Москве?».