Иногда отношения людей между собой заходят в тупик или могут закончиться ссорой, в тот момент, когда поведение, личность или поступки подвергаются критике со стороны. Реакция на нее может быть совершенно разной — спокойной, гневной или равнодушной. Она зависит от особенностей воспитания, отношения человека к самому себе и характера взаимодействия его с другими людьми. Что такое критика и как правильно относиться к ее проявлению? Существует ли возможность использовать поступающую в свой адрес информацию, иногда не очень приятную, себе во благо? Ответы на эти вопросы и правила поведения во время критики со стороны приведены в этой статье.
Развивайте привычку быть спокойным
Психология человека такова, что часто первой реакцией на критику является гнев и активные способы мышления — найти оправдание себе и своим поступкам. После этого человек пытается защитить себя словесно, атакуя того, кто подверг суждению его поведение, образ мыслей или поступки. Так происходит потому, что в ответ на критику срабатывает внутренний процесс защиты, который не позволяет другим людям изменять собственный образ «я», который давно сформировался. Зачастую такая реакция приводит к спору или скандалу, где обе стороны уже не могут объективно решить проблему, а лишь отстаивают личные границы.
Чтобы этого не случилось, важно менять свои реакции в отношениях в тот момент, когда появляется критика. Вместо того, чтобы искать оправдания или использовать агрессию стоит пользоваться спокойствием — это позволит не поддаваться эмоциям, а трезво оценить обстановку и понять, действительно ли критика несет в себе часть истины, или является субъективным поведением человека в силу плохого настроения или других причин. Не отвечайте на критику сразу, сделайте несколько глубоких вдохов — это позволит утихомирить чувства и начать рассуждать здраво.
Просите уточнения
Психология человека такова, что после того, как его эмоциональное состояние успокаивается, значительно повышаются способности адекватно анализировать ситуацию.
Чтобы понимать человека, который вас критикует, следует уметь отделять содержимое его речи от личного отношения и не иметь привычки смешивать одно с другим.
Задавайте вопросы, уточняйте, что конкретно имеет в виду тот, кто критикует. Тогда откроются новые границы происходящего, может появиться возможность получить новый урок, увидеть знакомые вещи другими глазами или посмотреть на себя со стороны.
Используйте критику для личного роста
Отказавшись от гневной реакции на суждение из вне, человек может сформировать в себе привычки извлекать пользу из критики в свой адрес. Внимательно прислушайтесь к тому, о каких слабых сторонах вашей личности и деятельности говорит партнер? В этот момент важно понять, что слушание информации подобного рода не повод для обид, а еще один шаг к личностному росту и развитию.
Развивайте объективное слушание
Психология личности во время критики принимает форму защитного механизма — часто это может проявляться в гневе, обидах и снижению самооценки.
Во время суждения со стороны стоит понимать, что именно критикует оппонент — вашу личность или то, что вы сделали, как повели себя? Не обращайте внимания на эмоции или обидные слова, постарайтесь услышать за ними посыл — что именно хочет донести до вас друг, близкий человек или начальник? Учитесь отделять спорную ситуацию от личных отношений. Как только вам удастся это сделать, дайте партнеру обратную связь — проговорите вслух то, что, по-вашему мнению, он хочет от вас получить или добиться. Спросите, правильно ли вы поняли, что…? Это поможет всем участникам спора отойти от эмоциональности и заняться решением проблемы.
Откажитесь от установки на идеальность
Бурно реагировать на чье-то порицание со стороны и не видеть за суждением людей здравой конструктивной критики заставляет стремление к идеалу. Такой подход чреват разочарованием, поскольку никто не застрахован от промахов, ошибок и слабостей.
Стоит отказаться от привычки не давать себе право на ошибку. Это позволит сформировать к себе объективное отношение и адекватно оценивать поступающую со стороны информацию, касающуюся поведения, профессиональной деятельности или характера.
Избегайте споров
Не стоит спорить во время того, когда кто-то вас критикует и его мнение является истинным. Следует знать, что равнодушный и безразличный человек не станет пытаться изменить поведение того, кто ему не важен и не дорог, а значит, в словах критикующего можно найти не только дельные советы, но также заботу и любовь.
Уважайте психологию другого человека
Особенно хорошо этот принцип прослеживается в профессиональной деятельности. В случае критических замечаний по поводу рабочих проектов следует отличать информацию руководителя от личных эмоций, которые могут появиться в ответ. Если вам в доходчивой форме говорят об ошибках и приводят при этом фактические доказательства, следует прислушаться к словам, поскольку, скорее всего, это так и есть.
Уважайте мнение других относительно того, как они видят ваше поведение или слова со своей стороны. Каждый человек обладает собственным восприятием и часто взгляды на одни и те же вещи могут не совпадать.
Не стоит защищаться и воспринимать критику от близких людей в своей адрес враждебно. Вместо этого нужно попытаться понять другого человека, став на его место и оценить ситуацию его глазами.
Отделяйте критику от отношений дружбы и любви
Когда человек принимает критику со стороны на свой личный счет, это может разрушить дружбу или любовь. Не стоит обижаться на близких людей, когда они говорят о своих претензиях. Помните, что отношение к вам и суждение о поведении — это разные вещи и реагировать стоит не эмоционально, а отталкиваясь исключительно от ситуации, пытаясь общими усилиями решить проблему.
Умейте себя защитить
Бывает так, что критика является неконструктивной и затрагивает личные особенности характера или имеет несправедливый оттенок. В таком случае нужно уметь себя защитить. Это следует делать, не поддаваясь эмоциям, что поможет избежать скандала, но четко выстроив границы и дать понять другому необъективность его суждений. Прямо и открыто заявляйте о своих чувствах и мнении относительно информации, которая является критикующей. Это позволит оппоненту задуматься о правдивости своих слов и возможно поможет ему поменять свое отношение к ситуации.