Многие родители скрывают от детей финансовые трудности, не посвящают в проблемы и заботы материального плана, желая уберечь их от «взрослых» реалий жизни. Однако это в корне неправильно. Ребёнок должен знать, что такое деньги, как их зарабатывать, экономить и рационально тратить. Это поможет стать ему финансово грамотным, сформировать правильное отношение к семейному бюджету и научиться обращаться с денежными средствами.
Финансовое воспитание детей должно проводиться не только на уровне разговоров о деньгах. Родители должны формировать отношение ребёнка к ним на примере конкретных действий, а для этого они сами обязаны быть финансово грамотными, уметь правильно обращаться с денежными средствами. В данной статье мы расскажем о том, как научить детей разного возраста распоряжаться деньгами, чтобы не растрачивать их во взрослой жизни, а копить и богатеть.
Когда приступать к финансовому воспитанию детей?
Знакомить ребёнка с деньгами следует, когда он уже научился хорошо считать и начал различать банковские купюры. Серьезные разговоры о финансах до 5 лет вести не нужно. В этом возрасте дети не воспринимают денежные средства как платежный инструмент.
До 5 лет нужно максимально понятно и развернуто отвечать малышу на вопросы о финансах и приводить конкретные примеры. Например, что родители ходят на работу, где выполняют ряд обязанностей, а за это получают деньги. Также в этот период на финансовое воспитание детей положительно влияют игры в банк, магазин или монополию.
Начиная с 6-7 лет можно демонстрировать на примере, как распоряжаться деньгами. При этом важно понимать, что это тот возраст, когда детвора начинает формировать финансовые программы (правила поведения в отношении денежных средств), копируя их у родителей. Поэтому, прежде чем приняться за финансовое воспитание своих детей, мамы и папы должны пересмотреть и проанализировать собственные финансовые программы и научиться придерживаться правил обращения с деньгами.
Формирование правильного отношения к деньгам у детей разного возраста
В каком возрасте и с помощью каких методов формировать у ребёнка правильное отношение к финансовым средствам?
- От 4 до 6 лет.
В этот период рекомендуется рассказать чаду о том, что такое деньги в принципе, для чего они придуманы и нужны, что существуют настоящие и фальшивые купюры. Для этого следует показать ребёнку банкноты и водяные знаки на них.
Также детям 4-6 лет рекомендуется разъяснить, что такое накопления, для чего они формируются и продемонстрировать на примере, как копить деньги: приобрести копилку и бросать туда каждый день по монетке. В конце недели вынуть их, посчитать вместе с ребёнком и показать, что сначала не было ни одной, а теперь накопилось целых 7 монет.
- От 7 до 9 лет.
В этом возрасте дети уже способны копить денежные средства самостоятельно, откладывая их на достижение определенной цели. Задача родителей – помочь им правильно сформировать финансовую задачу (покупка гаджета, игрушки, дорогостоящая поездка, развлечения и т.д.) и добиться ее, выделяя карманные деньги.
Здесь следует учитывать, что часть этих средств ребёнок потратит на сладости, мелкие дешевые игрушки и пр. Поэтому мамам и папам нужно провести экскурсию по разным магазинам и показать, что один и тот же товар в различных местах стоит по-разному. Это тоже поможет внести лепту в финансовое воспитание детей и научить их экономить.
- От 10 до 12 лет.
Этот период наиболее подходящий для ознакомления ребёнка с семейным бюджетом. Он должен узнать, из каких источников бюджет формируется, чем ограничивается, какие имеет статьи расходов – обязательные и необязательные. Задача родителей – объяснить, что когда бюджет ограничен, значит и возможность его тратить тоже минимальна.
Дело в том, что дети имеют много желаний, которые хотят воплотить в жизнь сиюминутно. Они не задумываются о том, что в первую очередь из семейного бюджета необходимо выделять средства на оплату коммунальных услуг, аренды жилья, транспорта, секций, продуктов и т.д. А если деньги сразу потратить, то потом негде будет жить, не за что есть и пр. Все это им должны объяснить родители.
- От 13 до 16 лет.
Этот возраст идеален для того, чтобы попытаться зарабатывать самостоятельно. Подросткам необходимо помочь найти подработку в свободное от учебы время либо на каникулах. При этом важно объяснить, что бросать обучение в пользу работы нельзя, рассказать, для чего необходимо образование.
Начиная с 16 лет подростки уже могут заниматься поисками работы и устраиваться на нее без помощи родителей (с 14 лет – с их разрешения). Главное, чтоб она не наносила вред их здоровью и не мешала учиться. Полученный в этом возрасте опыт будет плюсом при последующем устройстве на постоянную официальную работу.
Промахи родителей в отношении финансового воспитания детей
Чтобы разобраться в принципах формирования правильного отношения к деньгам у детей, необходимо разобрать основные ошибки родителей, допускаемые в финансовом воспитании:
- Постоянные отказы на просьбы что-либо купить: игрушку, сладости и пр. Это формирует у ребёнка «менталитет дефицита», который «заставляет» его тратить деньги, как только они появляются. Вместо отказа следует объяснить чаду, что сейчас средства нужны для других целей, и предложить накопить деньги на желаемое.
- Приучение ребёнка к тому, что финансовые средства – это зло. Так, став взрослым, он будет быстро избавлять от этого зла и не сможет рационально распоряжаться деньгами. Родители должны объяснить, что финансы не могут быть плохими или хорошими, но с их помощью можно строить либо разрушать. Все зависит от того, в чьих руках они находятся.
- Приучение к тому, что финансовые средства – это главное в жизни. Дети, впитавшие это от родителей, становятся жадными, меркантильными. Чтобы такого не допустить, мамы и папы должны разъяснять, что с помощью денег можно достичь многих целей, но они не главное – за них не купишь любовь, дружбу, здоровье и т.д.
- Покупка ребёнку всего, что он просит. Со временем родители не смогут контролировать и «тянуть» его запросы, поскольку они будут быстро расти. Вместо потакательства следует объяснять, что деньги не достаются просто так, и предлагать их заработать. Например, выполняя домашние обязанности.