Маленький ребёнок не умеет справляться с жизненными трудностями так, как это делают взрослые. Поэтому, когда детская психика подвергается стрессам, может «включиться» один из ее защитных механизмов — уход в болезнь. От чего дети могут «убегать» в замкнутость, замирание, скованность, психосоматические заболевания? От внешних и внутренних факторов, сильно поражающих их восприятие и нервную систему. Как правило, это испуг, переживание, отсутствие безопасности и надежности в жизни и семье, не стабильные условия проживания, стрессы, переутомление.
Невроз — довольно распространенное нарушение высшей нервной деятельности. Оно может проявляться депрессивным настроением, стремлении к перфекционизму, снижении активности, навязчивых мыслях и движениях, болезненной смене настроения, истерических проявлениях, раздражительности, поведенческих изменениях.
Во многих случаях проявления невроза обратимы для человека.
Маленький ребёнок также может подвергнуться невротическим реакциям. Что они собой представляют и как следует вести себя родителям, чтобы оградить от них ребёнка, узнайте из этой статьи.
Симптомы и признаки невроза у детей
Иногда бывает так, что у ребёнка присутствуют признаки невроза, а родители принимают их за плохой характер, испортившееся настроение, особенности темперамента и так далее. Они обращаются к врачу лишь тогда, когда ребёнок демонстрирует признаки заболевания «на лицо»: теряет сон и аппетит, часто плачет, «заходится» в истериках, у него начинаются подергивания мышц лица или тела, он повторяет одни и те же слова, теряет способность к активной и интеллектуальной деятельности.
В таком состоянии ребёнку нужна срочная помощь детского психолога и невропатолога и, для большей эффективности, необходима психологическая коррекционная работа с матерью и отцом. В чем причины детского невроза?
«Двойные послания» от родителей
Родители, которые сами являются эмоциональными, тревожными и обладают нестабильной психикой, могут своим отношением вызвать невротические проявления у ребёнка. Самый распространенный способ общения матери и отца с малышом, когда они сами нуждаются в психологической коррекции, это давать детям «двойные послания». На первый взгляд, это просто фразы и слова, которыми пользуются все взрослые, когда общаются с детьми, однако, часто смысл их не совпадает с поведением. В этом заключается двойственность послания, которая легко может привести к неврозу. Например, мать, которая не сдержалась и наказала ребёнка физически, утешает его и говорит, что сделала это, потому что «очень сильно его любит», «переживает за него» или хочет, чтобы он вырос достойным человеком.
Ребёнок, в такой ситуации, который пять минут назад ощутил на себе болезненную силу материнской руки или ремня, тем не менее, вынужден понимать, что, таким образом, мать выражала свою любовь. Это понимание буквально разрывает его детский мир на части, заставляет быть таким, чтобы не провоцировать больше взрослых на агрессию, потому что он начинает верить в то, что несет ответственность за чувства взрослых.
Чтобы уберечь детей от невроза, нужно избегать «двойных посланий». Для этого нужно следить за тем, чтобы слова совпадали с действиями, а не противоречили им.
Равнодушная, критикующая, контролирующая мать
Детские психологи совершенно справедливо замечают то, что если у ребёнка наблюдаются нарушения поведения, то «лечить» нужно всю семью и смотреть на то, какие отношения наблюдаются у родителей с детьми.
Неадекватное поведение матери, ее необъективная реакция на ребёнка, завышенные требования могут привести к неврозу.
- Равнодушие. Дети нуждаются во внимании и заботе как в воздухе. Если родители отказывают им в этом, все чаще давая понять, что им не интересно то, что, происходит с ребёнком, он им мешает, раздражает и не вызывает теплых чувств, то они своими руками подготавливают «почву» для развития невротических проявлений. Дети в прямом смысле «заболевают» и «гибнут» без ласки, внимания и любви. Бывает так, что родителям некогда уделять время детям. Тогда, чтобы они не почувствовали себя ненужными, не стоит говорить привычное «не мешай» и «мне не до тебя». Вместо этого лучше сказать «я сейчас не могу провести с тобой время, но я очень тебя люблю и скучаю». После этих слов ребёнку будет грустно, но его психика не пострадает от равнодушия.
- Критика. Оценивать ребёнка и его деятельность нужно уметь так, чтобы он не почувствовал себя плохим, никчемным и ни на что не способным. Настоящая критика позволяет увидеть свои сильные стороны и дает понять, что рядом есть человек, которому не все равно, что с тобой происходит. После такого отношения к себе ребёнок не заболеет неврозом, а его связь с родителями только укрепится.
- Контроль со стороны матери также может вызвать негативные проявления в детском поведении и психике. Невозможно быть собой, чувствовать радость и спонтанность, когда ты каждый день и час словно находишься «под прицелом» бдительных глаз родителей и ждешь, когда тебе скажут, что ты опять сделал не так.
Дети вырастают здоровыми и счастливыми, когда им дают возможность быть самостоятельными и учат опираться на свой опыт. Чтобы прийти к этому нужно отказаться от контроля над ребёнком и научиться доверять ему.
Стрессы и страхи у ребёнка
Серьезные стрессы и испуг могут привести к неврозу. Если ребёнок чего-то сильно испугался или стал свидетелем ситуации, которая его расстроила, разочаровала, причинила боль, первое время следует присмотреться к нему повнимательнее, чтобы исключить появление невротической травмы. В случае обнаружения невротических симптомов стоит обратиться за помощью к психологу.
Сложные отношения в семье
Дети вырастают невротиками, когда растут в неблагополучной атмосфере. Родительский алкоголизм, насилие — физическое или эмоциональное — отношения матери и отца без любви и близости друг к другу, сравнение ребёнка с братьями или сестрами, унижение, игнорирование, постоянные ссоры, конфликты и крики — все это может стать причиной развития невроза.
В таких семьях родители могут защитить ребёнка от опасности заболеть, если первым делом займутся устройством своей личной жизни. В их силах сделать так, чтобы в семье царили любовь и гармония, члены семьи понимали и поддерживали друг друга, и даже когда ругаются, умели мириться и оставаться в отношениях.