Родители редко обращают внимание на воспитание отношения к деньгам. Обычно все ограничивается фразами, что нет денег на новую игрушку, телефон, ноутбук и все остальное, что просят дети. Или, наоборот, покупается все, что просит ребёнок. А когда он вырастает, продолжает полагаться на родителей и тянуть с них деньги, обрастает долгами и кредитами.
Молчание — не выход для родителей
Отношение к деньгам, неправильно сформированное в детстве, потом приводит к очень большим проблемам. Часто детские вопросы относительно денег просто остаются без ответа. Родители считают, что еще рано посвящать детей во все денежные вопросы. А в итоге это оборачивается новыми проблемами, непониманием между всеми членами семьи, детскими комплексами.
Почему Мише купили нового робота, а мне нет? Почему Никита едет на новый год в Диснейленд, а я к бабушке? Ребёнку очень важно получить ответы на эти вопросы. Иначе он додумает ответы сам. Например, что родители его не любят, не хотят тратить на него деньги. Иногда после этих выводов начинаются протесты, обиды, ссоры, уходы из дома.
Как и когда знакомить ребёнка с деньгами
Избежать всего этого просто. Начиная с раннего возраста, с 4-5 лет нужно объяснять ребёнку, что такое деньги, как папа с мамой их зарабатывают, сколько усилий и времени на это тратится.
В 8-10 лет можно посвятить ребёнка во все статьи расходов семьи. Нужно рассказать о понятиях: расходы, доходы, сбережения. В этом возрасте родители начинают выдавать деньги на карманные расходы. Конечно, нужно отслеживать, на что и как ребёнок их тратит. Копит на новую игрушку или тратит все сразу на мороженое и сладости. Видя поведение ребёнка в отношении денег, его еще можно корректировать.
Установки, убеждения, привычки поведения еще только формируются, можно объяснять и рассказывать: как копить деньги, на что стоит тратить, на что не стоит.
В 11-12 лет можно объяснить, что такое счет в банке, проценты, акции, ценные бумаги.
В 12-15 лет дети начинают задумываться — как они сами могут заработать. Если они сами нашли способы, не стоит запрещать трудиться, лишь бы это было законно. Прилагая усилия самостоятельно, все как один начинают ценить заработанное, лучше понимают родителей, серьезнее относятся к расходам. Если подросток начинает работать, в семье становится меньше конфликтов из-за денег.
После 15 лет молодой человек сам может участвовать в составлении бюджета семьи. Он уже должен знать о всех статьях расходов.
Если подросток начал зарабатывать или получает деньги от родителей, ему полезно будет записывать свои доходы и расходы. Эта практика поможет ему в будущем рассчитывать свои финансовые возможности, не влезать в долги.
В старших классах школы многие определяются с выбором профессии. При этом ребёнок уже может узнать, сколько примерно зарабатывает представитель той или иной профессии. Это послужит дополнительной мотивацией в учебе, поможет обратить внимание на те предметы в школе, которые ему понадобятся в будущем.
Подкуп — не лучший метод воспитания детей
Иногда родители платят детям за хорошие оценки, за выполнение домашних обязанностей. Этого делать категорически нельзя. Ребёнок начнет учиться ради денег, а не ради знаний, будет убираться, мыть посуду, ходить в магазин только за деньги. А если перестать платить, то он ничего делать не будет. Многие понятия об обязанностях, заботе о близких, о моральных ценностях у ребёнка будут связаны с деньгами. Этого нельзя допустить.
Воспитание детей должно быть основано на правильной мотивации. Ребёнка можно мотивировать помогать по дому тем, что мама будет меньше уставать, у нее будет время поиграть вместе в новые игры. Можно гулять вместе, ходить в парк аттракционов, цирк, кино, поощрять еще как-то, но только не платить деньгами.
Как не избаловать своих детей
Отношение к деньгам, поведение при расходовании средств, как и все остальные поступки, дети, разумеется, копируют у родителей.
Для того чтобы избежать конфликтов, важно, чтобы у всех взрослых в семье было единое мнение и одинаковые поступки. Например, если ребёнок плохо себя ведет, не слушается, то мама не покупает новую куклу, и папа не покупает, и бабушка, и другие родственники. Тогда ребёнок видит последствия и делает для себя нужные выводы. Урок будет усвоен. Если кто-то из членов семьи покупает новые игрушки, кормит сладостями, несмотря на плохое поведение, то ничего хорошего из этого не выйдет. Ребёнок будет чувствовать безнаказанность, сможет управлять родителями, о воспитании здесь говорить не приходится.
Важно также соблюдать последовательность в действиях. Если ребёнок провинился, его обещали наказать, он должен знать, что это не пустой звук, что наказание неотвратимо. И оно последует быстро. Если обещали поощрить, то в любой ситуации это должно быть исполнено.
Соответственно за малые проступки должно быть легкое наказание: ограничение в сладком, отказ на время от компьютера и телевизора и т. д. За большие провинности — серьезное наказание, например: отказ от новых игрушек, поездок, путешествий.
Выполняя эти простые правила, можно избежать избалованности и пренебрежительного отношения детей к родителям. Важно поддерживать свой авторитет у ребёнка, независимо от уровня достатка в семье. Если дети не будут избалованы, то они смогут соизмерять свои доходы и расходы, смогут в будущем жить без кредитов и долгов.
Одновременно необходимо развивать у детей уверенность в своих силах, и убеждение всегда рассчитывать только на себя в отношении денег, а не на родителей, будущего мужа или кого-то другого. Тогда родителям обеспечена счастливая, спокойная старость. Дети будут помогать и заботиться, а не вытягивать деньги и одаривать вниманием только после каждой пенсии, как иногда, к сожалению, случается.
Роль семьи в воспитании отношения к деньгам ключевая всегда. Родители — самые большие и незыблемые авторитеты и самые близкие люди, их мнение, поступки ребёнок почти всегда считает правильными, он интуитивно повторяет их поступки. Мысли и слова родителей быстро становятся убеждениями на всю жизнь, особенно, если дети еще маленькие. Поэтому не стоит терять время, начинать воспитывать правильное отношение к деньгам лучше с раннего возраста.