Сколько «гениев» приходится на душу населения? Генетики уверены, что один на каждые сто тысяч. А кто определил критерии гениальности? До сих пор четкого определения нет. Как не просмотреть будущего гения и обеспечить достойное развитие его талантов? Как сделать так, чтобы интеллект «не повис без нравственной опоры», а родительские амбиции не стали бы приоритетными. Вопросов, как обычно, много, но стоит подумать над их решением. Предлагаем сделать это вместе с MedAboutMe.
Как «подвинуть» ребёнка к гениальности
В семье растет ребёнок. Явных признаков гениальности пока не проявляет. Или родители их еще не рассмотрели. Стоит ли менять статус «обычный» на «талантливый», если дитя просто хорошо считает или читает мамины книжки в юном возрасте? А вдруг это первые ростки гениальности?
Существуют ли средства, способные «подвинуть» ребёнка к гениальности? Специалисты утверждают, что есть.
Не стоит осуждать ребёнка за мечту, какой бы смелой или абсурдной она вам не показалась. Одергивая детей за смелые желания, родители «убивают» в нем личность. В результате он просто «закроется» и перестанет делиться с близкими своими «секретными желаниями» именно потому, что он не увидел поддержки от тех, кому он доверяет. Вероятность такого развития событий практически 100%.
Почему родители отговаривают свое чадо от мечты стать звездой? Возможно, потому что сами не смогли реализовать свои желания? А, может, потому, что не верят в свои силы, сомневаясь в том, что могут должным образом поддержать детей?
Родителям нужно воспринимать собственного ребёнка как отдельную личность, а не сливаться с воедино с детьми. Комплексы родителей не должны стать комплексами ребёнка.
Неразумно с детства постоянно твердить ребёнку: «Ты станешь великим музыкантом!», не замечая того, что он без труда разбирается в конструкции пылесоса без помощи старших. У детей должна быть свобода выбора. Поддержите их в самых невероятных начинаниях — и он добьется успеха быстрее, чем «ботаник», которого с 3-х лет заставляли учить европейские языки, причем все сразу.
Зерно гениальности есть в каждом человеке. Важно найти его и, обнаружив, не загубить, «разменяв на медяки». Постановка правильной цели имеет в этом случае решающее значение. Бессмысленно стараться сделать писателя из ребёнка, у которого есть явные задатки рисовальщика. Однако не стоит забывать и о духовно-нравственной составляющей. Родители ведь не киборга хотят получить, а всесторонне развитую личность. Для этого, прежде всего, нужно самому обладать этими качествами.
Как вырастить вундеркинда
Что же конкретно могут сделать родители, чтобы помочь росткам гениальности пробиться наружу? Как создать условия для того, чтобы талантливый ребёнок не замкнулся, а его «сияние» было заметно не только ему самому.
Информационная среда
Если вы верите в своего ребёнка и хотите организовать его развитие как можно лучше, постарайтесь обеспечить ему наличие богатой информационной среды: выставки, интернет-ресурсы, театральные постановки, телевизионные программы, развивающие речь, духовную и физическую грамотность, развлекательные программы, интеллектуальные викторины, кинофильмы, анимационные программы.
Именно насыщенная среда способствует проявлению способностей. Например, белорусский подросток Тимур Сушко уже в 9 месяцев мог изъясняться простыми фразами именно потому, что его родители убеждены: заниматься развитием ребёнка нужно с самого рождения. И поначалу этот родительский труд кропотливый и ежедневный. В результате Тимур смог поступить в медуниверситет в 12 лет.
Начну с того, что я не считаю своего сына вундеркиндом. Основной принцип нашего общения с детьми — системность. При этом важно, что мы не навязываем своего мнения. На первом месте в нашей семье стоит духовность и параллельно — развитие навыков принятия самостоятельного решения. Образование — на втором месте.
Тимур, например, все решения принимает сам. По собственной воле он поступил в университет и так же, для того, чтобы профессионально заняться спортивной подготовкой к олимпийским играм в Токио (он занимается плаванием), решил взять академический отпуск в университете, потому что из-за занятий, приходилось пропускать тренировки. В результате ухудшались спортивные показатели. Совмещать серьезную учебу и тренировки для сына тяжело, поэтому он и принял такое решение. Его цель — принять участие олимпиаде и побороться за призовые места.
Наша цель не в том, чтобы сын вырос вундеркиндом, а в том, чтобы он был разносторонне развит, умел общаться, был сильным, умным и счастливым.
Любопытство
Оно есть у каждого ребёнка, но если на него не обращать внимания, то любознательность угасает и познавать окружающий мир малышу уже не интересно.
Чтение
Начать с ним читать как можно раньше. Примерно лет с четырех. Учителя считают, что так быстрее проявятся интересы детей и взрослым легче будет определить, какой именно талант следует развивать у ребёнка.
Школа
Она должна быть хорошей. Ждать, когда способности проявятся можно, но не всякое окружение способствует развитию.
Специалисты по выявлению гениальности, т.е. педагоги и психологи, убеждены в существовании проблемы, напрямую касающейся вундеркиндов. В стране нет социального учреждения, где учились бы гении. С талантливыми детьми ведется работа и в обычной школе, и в специализированных, но к сожалению, вся система образования «заточена» на средние показатели, поэтому желательна, по мнению учителей, гибкая система, которая предусматривает развитие талантливых детей в тех условиях, когда им не скучно.
Заложники родительских амбиций
Развитие способностей ребёнка — тема благодатная. Собственно вопрос связан с двумя аспектами:
- природные задатки и развитие головного мозга;
- для полноценного развития нужны «правильные» родители.
В раннем возрасте ребёнка способы обучения и развития зависят от взрослых. Заботливые? Да! Внимательные? Да! Амбициозные? Безусловно! Без амбиций родительских активного продвижения ребёнка не будет. Но, важно понимать, что амбиции не должны превращаться в жестокость и тиранию по отношению к детям.
И еще один немаловажный вопрос. Развитие способностей — кропотливая ежедневная работа. Далеко не каждый талантливый ребёнок становится талантливым взрослым.
Истинные творческие способности — это не освоение или усвоение определенного набора знаний, даже в ВУЗе.
Истинные гениальные способности, по мнению специалистов, — это творческое порождение новых идей. Поэтому, как бы ни зашкаливала амбициозность мамы-папы, она не имеет отношения к наличию креативности у ребёнка. Юному гению, в первую очередь, должно нравится то, что он делает.
Так, например, утверждает папа другого талантливого ребёнка — Гордея Колесова, поразившего китайскую публику тем, что она не только знает несколько языков кроме китайского, но и свободно изъясняется на языке Конфуция, да еще и шутит при этом, используя идиомы, известные далеко не всем жителям Китая. Причем интерес к новым знаниям, родители Гордея не заставляют, стараются возбудить интерес к ним. Если ребёнок следует своим интересам, а не указаниям родителей, то у него быстро все получается.
Жаль, что многие родители, поставив ребёнка в детстве на табуретку для демонстрации его талантов, следят лишь за сменой репертуара и реакцией окружающих на новые «песенки» по выбору родителей. Поэтому когда дети, вместо ожидаемых родителями высших похвал, приносят средние оценки из школы, взрослые впадают в состояние шока и обрушивают свой гнев на тех, кто, по их мнению, чадо недооценил.
Гении же тем и отличаются, что они — не дети «с табуреточки», а самодостаточные люди, которые занимаются тем, что им интересно.
«Оставьте ребёнка в покое!» — призывают многие психологи. Ничего сверхъестественного нет в том, что ребёнок выучил иностранные языки или перескочил через два класса. Это — хорошая мотивация, как у Тимура Сушко. Модное нынче «прокачивание» ребёнка знаниями не имеет ничего общего с одаренностью, а делает его заложником родительских амбиций.
Не стоит поднимать на щит тех, кто развивается рано и совершенно не обращать внимания на тех, кого называют «поздние цветы».
Под гениальностью понимается высшая степень развития интеллектуальных и творческих способностей человека. Во многом такие способности предопределены наследственными факторами, поэтому вопрос, как вырастить гения, изначально предполагает множество допущений и подмену понятий. Как правило, в индустрии раннего развития и обучения оперируют этими понятиями, когда говорят о возможности развития способностей ребёнка до уровня, значительно превышающего возрастные нормы.
«Вундеркинды», «гении» — подобные слова в описании методик раннего развития — удачный маркетинговый ход, играющий на потребности родителей во что бы то ни стало обеспечить своему ребёнку «правильное» развитие сегодня и успех в будущем. Зачастую эти методики не учитывают естественных законов психического развития ребёнка, особенностей восприятия на каждом возрастном этапе, сензитивных периодов развития и т.д., а кроме того, не соответствуют сегодняшним реалиям и современным научным исследованиям.
Накопленный опыт применения разнообразных методик развития детей позволяет говорить о том, что не в меру настойчивые родители действительно имеют в своем распоряжении инструменты, которые могут способствовать росту интеллектуальных способностей ребёнка. Однако, уже не вызывает сомнений тот факт, что уровень интеллекта и запас энциклопедических знаний — едва ли не последний фактор успешности человека. На передний план выходят эмоциональный интеллект, способности к диалогу и сотрудничеству, способности к самоконтролю и принятию решений и другие «мягкие» навыки.
Если мы хотим, чтобы наши дети стали счастливыми и успешными, самое время перераспределить ресурсы и усилия с несвоевременного и однобокого развития умственного интеллекта на гармоничное развитие навыков будущего.
Я считаю, что развитие ребёнка — прямая задача родителей. Какие бы таланты не заложила природа, если на них не обращать внимания, то все угаснет. Дарвин, по-моему, утверждал, что из ребёнка нужно «выжать» все, что заложила природа. Я убеждена, что без помощи родителей это не получится. Сейчас дочь посещает детский сад, где упор делается на развитие творчества. Влада хорошо рисует. Получится ли из нее «Серебрякова»? Не уверена. Если ей это станет не интересно, я не буду заставлять ее сутками просиживать над созданием копий картин знаменитых художников.
Все родители хотят счастья своим детям, вне зависимости от степени гениальности.
Вы можете всячески способствовать развитию способностей любимого чада, но впадать в отчаяние из-за того, что ребёнок не изобрел вечный двигатель не стоит. Радуйтесь тому, что уже есть у ваших детей, развивая заложенные природой таланты по мере своих и его сил и возможностей. Ведь главное — помочь ребёнку поверить в свои силы и поддержать его.