СДВГ (синдром дефицита внимания и гиперактивности) влияет на способность ребенка концентрироваться, сидеть на месте и практиковать самоконтроль. Примерно у 1 из 20 детей есть СДВГ, но не только. Эксперты утверждают: это состояние редко протекает в одиночку.
Два из трёх детей с СДВГ имеют одну или несколько других проблем с обучением, поведением или настроением. Врачи называют эту группу состояний комплексом СДВГ, или комплексным синдромом дефицита внимания с гиперактивностью. Сочетания СДВГ с другими нарушениями или особенностями осложняют диагностику и терапию, поэтому важно знать, что же часто входит в комплекс, как эти состояния выявлять и какое лечение может потребоваться ребёнку.
Части комплексного СДВГ: что может входить в нарушение?
Наиболее распространенные проблемы, сопровождающие СДВГ, по данным Института здоровья мозга детей:
- Вызывающее или враждебное поведение, называемое оппозиционно-вызывающим расстройством (ОВР).
- Тревожное расстройство.
- Депрессия.
- Расстройства аутистического спектра.
- Проблемы с мышлением, самообслуживанием и социальными навыками, которые характерны для задержки умственного развития.
- Тики или синдром Туретта.
- Расстройство, связанное с употреблением психоактивных веществ в подростковом и старшем возрасте.
Поскольку комплексный СДВГ сопровождается рядом симптомов, которые иногда пересекаются, его бывает трудно диагностировать и лечить. Лекарства для повышения психической активности, которые применяются при СДВГ, могут не помочь при других состояниях. А проблемы, которые не скорректированы в детстве, могут остаться с ребёнком, когда он вырастет.
Дети со сложным, комплексным СДВГ чувствуют себя лучше, когда их здоровьем занимается команда врачей и специалистов, и они получают правильную комбинацию методов лечения. Задача родителей заключается в выявлении симптомы и обсуждении их с лечащим врачом ребёнка.
Каковы симптомы комплексного СДВГ
Многим детям иногда трудно сосредоточиться или усидеть на месте. Разница между типичным детским поведением и СДВГ заключается в том, что симптомы СДВГ достаточно серьёзны, чтобы влиять на повседневную жизнь ребёнка.
Дети с СДВГ часто:
- Много говорят.
- Им трудно усидеть на месте и сосредоточиться.
- Имеют проблемы в общении с другими детьми и взрослыми.
- Забывают или теряют вещи.
- Рискуют или действуют согласно первому побуждению, не задумываюсь о последствиях.
- Делают ошибки из-за невнимательности.
Каждое состояние, сопровождающее СДВГ, имеет свой собственный набор симптомов. Дети с расстройствами аутистического спектра склонны к стереотипиям, то есть повторяют одно и то же поведение, а также обычно с трудом общаются и взаимодействуют с людьми. Дети с ОВР спорят, отказываются следовать правилам и устраивают истерики. А те, у кого тики, делают повторяющиеся движения или звуки, которые они не могут контролировать.
Многие из этих симптомов совпадают с СДВГ, поэтому их трудно отличить друг от друга. Например, ошибки в школе могут быть признаком СДВГ или расстройства обучения. Вспышки гнева являются симптомом СДВ и ОВР.
Как диагностируется комплексный СДВГ?
У врачей нет единого теста для диагностики комплексного СДВГ. Если у ребёнка есть симптомы, не укладывающиеся в синдром дефицита внимания с гиперактивностью (или без), обратитесь к детскому психологу, неврологу или психиатру для обсуждения признаков других нарушений.
Специалист спросит о симптомах и истории болезни ребёнка. Врачи могут выявить симптомы СДВГ и сопутствующие ему состояния, такие как расстройства поведения и обучения.
Психологи используют несколько различных тестов и оценок психического здоровья для диагностики сложного СДВГ. Они могут запросить информацию у вас, воспитателей и учителей. Люди, которые чаще всех видят ребёнка, лучше всего понимают, как СДВГ влияет на его повседневную жизнь, и способны помочь специалисту в постановке точного диагноза.
Прогнозы при комплексном СДВГ
Лечение многосоставного комплексного СДВГ — это долгий путь. Многие дети, по данным Lancet Psychiatry, так и не перерастают этот сложный синдром. Во взрослом возрасте у них по-прежнему будут проблемы с психическим здоровьем, социальные проблемы и проблемы с обучением, но они могут научиться жить и справляться с этими ситуациями самостоятельно.
Дети со сложным СДВГ нуждаются в тщательном наблюдении на протяжении всей жизни. Наблюдение за их прогрессом и корректировка лечения по мере роста и прохождения различных стадий развития увеличат шансы на успех в школе и за её пределами.
Терапия и коррекция при комплексном СДВГ
Работа с разнообразными потребностями детей со сложным СДВГ требует команды специалистов. В неё могут входить:
- Педиатр.
- Детский психолог.
- Детский психиатр или психотерапевт.
- Невролог.
- Логопед и т. д.
Лечение обычно начинается с концентрации внимания специалистов и родителей на состоянии, вызывающем наибольшее количество проблем, будь то СДВГ или что-то другое. В зависимости от количества состояний в комплексе план лечения может включать в себя комбинацию лекарств, психосоциальной поддержки, школьных стратегий и обучения родителей.
- Препараты. Не каждый ребенок со сложным СДВГ нуждается в лекарствах, но они могут быть частью лечения.
- Стимулирующие лекарства могут быть полезны для лечения таких симптомов СДВГ, как невнимательность, гиперактивность и импульсивность. Эти же лекарства также лечат симптомы ОВР (исследование Hopkins Medicine). Антидепрессанты могут быть частью лечения тревоги и депрессии наряду с психотерапией.
- Такие состояния, как аутизм, тревожность, депрессия и тики, имеют свой собственный набор методов лечения. Они могут включать комбинацию лекарств и стратегий поведения/обучения.
- Психосоциальная коррекция — это группа процедур, которые помогают детям с комплексным СДВГ лучше справляться с повседневной жизнью. Она включает в себя управление поведением, образование и обучение социальным навыкам. Выбор лечения должен основываться на возрасте, состоянии и стадии развития ребёнка.
Примеры психосоциальной коррекции:
- Консультирование, чтобы помочь семье и ребёнку понять комплексный СДВГ и его лечение.
- Индивидуальные занятия с психологом, чтобы научить ребёнка понимать своё настроение и поведение, а также тому, как с ними справляться.
- Тренинги самодисциплины и самоорганизации ребёнка.
- Групповые занятия или коррекционные классы, где дети видят особенности других детей и так обучаются понимать и справляться со своими ограничениями.
- Дети с нарушениями обучаемости и задержкой развития могут претендовать на специальные образовательные программы.
Информирование родителей и их домашняя работа по воспитанию ребёнка со сложным СДВГ – основная часть терапии. Таким детям нужна рутина, повторяемость, расписание и система поощрений за успехи. Как правило, сложнее всего даются школьные задания – и у экспертов есть система, работающая для школьников с СДВГ. Читайте о ней в статье «СДВГ учебе не помеха: 12 лайфхаков для детей и родителей».
Использованы фотоматериалы Unsplash