Топор под подушкой и различные позы, которые «гарантируют» мальчика — ну или девочку — все эти ухищрения по выбору полу будущего ребёнка оказываются бесполезны, когда вопросом начинают заниматься ученые. И хотя уже есть метод зачатия со стопроцентной гарантией ребёнка нужного пола, но ученые-таки взялись и выяснили, что все дело не только в том, какой сперматозоид попадется яйцеклетке — с мужской или женской хромосомой. Как оказалось, одни мужчины «запрограммированы» быть отцами мальчиков, а у других будут одни дочки. И вот как это работает.
Исследование длиною в пятьсот лет
В Университете Ньюкасла ученые задались вопросом: нет ли чего-то такого в генах, что объяснило бы, почему у одних мужчин рождаются в основном сыновья, а другие мечтают о сыне, готовя приданое уже пятой дочурке? Чтобы это выяснить, они взялись изучить генеалогические деревья, то есть семейные родословные 927 семей — более 556 тысяч людей, начиная с 1600 года!
Первоначальной версией было предположение, что мужские гены несут в себе информацию, предопределяющую количество и выживаемость сперматозоидов с определенной хромосомой — Х и Y. То есть от генов будет зависеть, кто будет рождаться от брака с этим мужчиной, затем с его сыном, внуком и так далее.
Этот феномен сложно изучать в современном поколении: противозачаточные средства помогли контролировать нежелательные беременности и снизили рождаемость. Так что ученые сосредоточили внимание на времени бесконтрольного зачатия, чтобы узнать, есть ли у мальчиков с несколькими братьями генетическая предрасположенность стать отцом нескольких сыновей.
Мужская сперма в конечном счете ответственна за пол ребёнка в зависимости от того, несет ли сперматозоид Х- или Y-хромосому. Х-хромосома в сочетании с Х-хромосомой матери дает девочку (XX), а Y-хромосома в сочетании с материнской дает мальчика (XY). В женской яйцеклетке присутствует только сочетание ХХ.
Сыновья или дочери: как это работает?
В каждом гене есть две аллели — части, которые наследуются по одной от каждого родителя ребёнка. Исследователи предположили, что мужчины — носители разных типов аллелей. А значит, в итоге могут появиться три возможные комбинации в гене, контролирующим соотношение сперматозоидов с мужской и женской хромосомой. Аллели «работают» в этом случае так же, как в известном с уроков биологии примером с желтым и зеленым горошком.
- Мужчины с первой комбинацией аллелей (ее назвали mm, то есть «мужской-мужской») производят больше Y-сперматозоидов и имеют больше сыновей.
- Мужчины со второй комбинацией (mf, masculine-feminine, мужской-женский), производят примерно равное количество сперматозоидов X и Y и имеют примерно равное количество сыновей и дочерей.
- Третья комбинация ff отвечает за большее количество сперматозоидов X, а значит, у мужчины будет больше дочерей.
Ген, передаваемый от обоих родителей, из-за которого у одних мужчин рождается больше сыновей, а у других — больше дочек, может объяснить, почему статистики наблюдают приблизительно сбалансированное количество мужчин и женщин в популяции. Например, если в регионе становится много мужчин, женщинам легче найти себе пару, поэтому мужчины, у которых больше дочерей, будут передавать больше своих генов, в результате чего в последующих поколениях тоже будет рождаться больше девочек.
Почему после войн рождается больше мальчиков?
Итак, ученые выяснили: действительно, у мужчин, которые росли в семье с выраженным преобладанием братьев, рождается больше сыновей, затем внуков и правнуков. Очевидно, что какой-то пока еще не известный нам ген отвечает за преобладание в сперме сперматозоидов с мужской или женской хромосомой, что определяет пол детей.
А если перенести этот факт на более масштабные цифры, то количество мужчин с этим геном ежегодно влияет на соотношение полов новорожденных в регионах, странах и на всей Земле. И это помогает объяснить еще один феномен.
Во многих странах, принимавших участие в мировых военных конфликтах, после окончания действий начинало рождаться значительно больше мальчиков, чем девочек. Народные поверья объясняют это как «природа или высшие силы заботятся о восполнении потерь среди мужчин». И, как выясняется, они близки к истине. Хотя все дело скорее всего, опять-таки в генах.
Так как шансы увидеть возвращение сына домой были выше у мужчин, которые родили больше сыновей, то и эти сыновья впоследствии чаще становились отцами мальчиков — потому что унаследовали эту генетическую последовательность от отцов. И наоборот, отцы, у которых было больше дочек, чем сыновей, с более высокой статистической вероятностью теряли своих мальчиков. Это может объяснить, почему у вернувшихся мужчин чаще появлялись на свет младенцы мужского пола.
Только генами все не объяснить. Хотя, как показали ученые в том же исследовании, аллели в генах матерей совсем не влияют на пол ребёнка, материнский организм также реагирует на стрессовые ситуации. Мальчиков действительно рождается после войн больше — но не сразу, а примерно через 9 месяцев и далее. А вот сразу же после землетрясений и стихийных бедствий — если беременность началась в момент природной или иной катастрофы — на свет появляется больше девочек. Почему?
Как выяснилось в других исследованиях, эмбрионы мужского пола намного более чувствительны к стрессам материнского организма (о том, как влияет стресс на беременность, читайте в отдельной статье). Они хуже выживают и развиваются в условиях нервного напряжения, стресса или голода. А вот девочки более устойчивы — даже на эмбриональной стадии. Именно по этой причине беременности на ранних сроках в экстремальных условиях чаще прерываются, если эмбрион мужского пола.
Кроме того, есть и отличия в вынашивании мальчиков и девочек: пол ребёнка влияет на риск гестационного диабета и преэклампсии. Подробнее об этом мы рассказываем в статье «Кого тяжелее выносить: мальчика или девочку?». Спойлер: а вот рожать девочек, как выяснили испанские ученые, легче, чем мальчиков!