Вы кого хотите, сына или дочку? В общем-то, довольно раздражающий вопрос: хотеть мальчика или девочку можно, а вот повлиять на рождение младенца выбранного пола непросто. Различные вычисления, позы, диеты и прочие ухищрения дают максимум 60% вероятности. А хотелось бы все 100! Помимо прихотей типа «хочу играть в футбол с сыном» или «только дочку, только принцессу!» есть семьи, где надеются наконец родить сына или дочку в противовес уже имеющейся девчачьей команде или банде сорванцов. Есть страны, где все еще присутствует аборт плода «не того пола» или даже инфантоцид, когда убивают младенцев-девочек. Наконец, есть наследственные заболевания, передающиеся в зависимости от пола ребёнка.
Технология раннего определения пола ребёнка по крови уже существует, достаточно теста в 7 недель беременности. Но мало кто знает, что есть и технология, которая дает 100%-ную гарантию рождения сына или дочки. Рассказываем, что это за новшество, как это происходит, сколько стоит и почему в России и ряде других стран оно под запретом.
«А если девочка, то выкинь ее»
Мы сегодня — люди цивилизованные. И даже если кто-то поплачет в подушку или поскрипит зубами из-за рождения малыша не того пола, он все равно вырастет и будет любим. Не то, что в древние века.
Инфантицид — термин современный. А корни у детоубийства древнейшие. Так, до нас дошел римский папирус, в котором будущий отец сообщает: «Я еще в Александрии. Умоляю тебя, позаботься о малышах, как только я получу деньги, я тебе их отправлю. А если ты за это время родишь (удачи тебе, дорогая!), то мальчик пусть живет. А если будет девочка, то выкинь ее».
В современной Индии такое тоже случается: растить дочь — это «поливать растения в саду соседа», традиции даури, приданого, разоряют семью, проще избавиться от младенца. В Китае, несмотря на значительный «половой перекос», тоже по-прежнему предпочитают мальчиков. Сын останется в семье, а дочь уйдет ухаживать за родителями мужа. И планирование пола ребёнка там весьма востребовано (и категорически запрещено!). Вот и едят особые продукты и высчитывают фазы луны и возраст матери.
[cite src="/upload/medialibrary/a55/shutterstock_654671263.jpg"]Инфантицид — термин современный. А корни у детоубийства древнейшие. Так, до нас дошел римский папирус, в котором будущий отец сообщает: «Я еще в Александрии. Умоляю тебя, позаботься о малышах, как только я получу деньги, я тебе их отправлю. А если ты за это время родишь (удачи тебе, дорогая!), то мальчик пусть живет. А если будет девочка, то выкинь ее».
В современной Индии такое тоже случается: растить дочь — это «поливать растения в саду соседа», традиции даури, приданого, разоряют семью, проще избавиться от младенца. В Китае, несмотря на значительный «половой перекос», тоже по-прежнему предпочитают мальчиков. Сын останется в семье, а дочь уйдет ухаживать за родителями мужа. И планирование пола ребёнка там весьма востребовано (и категорически запрещено!). Вот и едят особые продукты и высчитывают фазы луны и возраст матери.
Закон и этика
Европейское общество репродукции человека, рассматривая возможности предимплантационного выбора пола, еще в 2013 году рекомендовало это технологию только для исключения наследственных патологий, связанных с полом ребёнка. Оставались некоторые разногласия для ситуаций, когда в семье уже есть несколько детей одного пола, и родители не решаются на нового ребёнка без уверенности в его гендере. Но рекомендации не означают запрет или разрешение, несмотря на вопрос этичности и морали такой процедуры.
- В США запрета нет. 40% клиник, занимающихся искусственным оплодотворением, предлагают выбрать пол ребёнка перед имплантацией. Некоторые открыто указывают в рекламе такую возможность, приглашая медицинских туристов из других стран. И в итоге 4 из 5 пар американцев, которые пользуются возможностями новой технологии, хотят мальчика. Специалисты уже опасаются гендерного дисбаланса в стране.
- В Израиле для такой процедуры необходимо разрешение местного Министерства Здравоохранения: без медицинских показаний его дают только семьям, где уже есть как минимум 4 ребёнка одного пола.
- В Канаде, несмотря на близость к США, подобное планирование запрещено. Также, как и в Китае, Германии, Великобритании и России.
А в Австрии, Вьетнаме, Южной Корее и Новой Зеландии запрещена предимплантационная диагностика пола эмбриона даже при наличии генетических рисков.
Федеральный закон № 323 от 21.11.2011 запрещает россиянам прибегать к медицинским технологиям планирования пола. Но с одним исключением: если есть генетическая патология, сцепленная с полом, то ради здоровья можно выбирать эмбрион, которому она не передается. Так помогают избежать гемофилии, муковисцидоза, болезни Хантингтона, мышечной дистрофии и многих других заболеваний. То есть ради рождения здорового ребёнка можно проводить предимплантационную диагностику пола и выбирать нужный вариант.
Гендерное разочарование: кто «играет в Бога»
В США к технологии селекции прибегают уже более 10 лет. И далеко не только по медицинским показаниям.
Количество клиентов за последнее десятилетие у нас удвоилось, приходит много здоровых, фертильных клиентов без проблем. В год приходит около 600 супружеских пар с одним запросом — родить ребёнка определенного пола. Около 70% — иностранцы из стран, где такая технология официально запрещена.
На первой встрече большинство пар стараются что-то объяснить, рассказать, почему им важен пол младенца. Они пытаются оправдать свое желание, хотя это совсем не нужно.
Пренатальный скрининг пола стоит примерно 12 000 долларов. Полный цикл с одной попыткой подсадки эмбриона — 18 000. Это цена возможности надевать вымечтанные розовые или голубые пинетки на малыша в полном соответствии с полом. Но доллары — не единственная валюта, которой расплачиваются счастливые родители. Даже в США, стране широких возможностей и неограниченной лояльности к капризам потребителя, ЭКО для прихоти критикуют и врачи, и далекие от медицины сограждане. Этичность и «роль Бога» — основные поводы. Репродуктологов ругают и за ненужные, сложные и болезненные процедуры ЭКО у здоровых женщин, и за финансовую жадность. При введении технологии в прайс даже Ватикан высказал негативное мнение. Тем временем будущие родители продолжают ждать очереди на прием, а доктор Стейнберг планирует новую кампанию: выбор цвета глаз как бонус к выбору пола.
Австралийская семья прочувствовала все счастье от появления долгожданной дочери после трех сыновей. Родители оформили закладную на дом и прошли через программу селекции эмбрионов в Калифорнии. После чего решили поделиться в СМИ новостью о чуде, чтобы повлиять на австралийское законодательство. И зря.
Джейн и Йон Корнвилл мечтали о дочке. Муж хотел отвести дочь к алтарю, жена — познать прелесть отношений между матерью и дочерью. Джейн впадала в депрессию и сходила с ума при виде ребёнка в розовом бодике или с бантиком в волосах. От момента решения до начала беременности прошел почти год, который обошелся семье Корнвилл в 50 000 долларов, со всеми поездками в калифорнийскую клинику, консультациями и процедурами. О появлении на свет крошки Эммерсон семья рассказала журналистам, и история из австралийской прессы разошлась по всему миру.
Чего Корнвиллы явно не ожидали, так это в буквальном смысле всемирной волны порицания. Абсолютное большинство тех, кто прочел их историю в газетах или на сайтах, решили высказаться в крайне резкой форме. Неспособность на безусловную любовь, идиотизм мотивов, нецелевое использование современных медицинских технологий — самые мягкие выражения, прозвучавшие в адрес семейства.
Согласимся ли мы с критиками, радостно пойдем искать контакты клиник для ЭКО или недоуменно промолчим, узнав о новых технологиях гендерной селекции? Каждый решает за себя. Но на одну истину нельзя закрыть глаза: в ХХI веке становится все проще «играть в Бога», провозглашая принцип «счастья для всех» и следуя капризам потребителя. Остается открытым вопрос: почему таких прорывов пока незаметно в менее коммерческих областях медицины, например, в лечении онкологии или орфанных заболеваний?