Левши рождаются, чтобы жить вопреки. В этом мире ничего для них не приспособлено, поэтому они вынуждены подстраиваться к нему с самого рождения. Какие проблемы возникают у левши в школе, и как взрослые должны помочь ему справиться с «леворукими» проблемами, разбираемся на MedAboutMe.
«Левая» ворона
Настороженное отношение к левшам присутствовала всегда. На Руси таким людям запрещалось давать показания в суде, а в средневековых европейских странах левшей сжигали на костре из-за боязни, что леворукие владеют колдовскими чарами.
В СССР детишек «исправляли» в приказном порядке на государственном уровне, т. к. существовала определенная концепция по переучиванию левшей, т. е. в мире, где преобладающее большинство людей правши, выделяться «левыми» особенностями не стоило. Такое настороженное, граничащее с нетерпимостью, отношение нашло свое отражение в языке.
Во многих языках, включая русский, понятие «прав, правый» практически синоним слова «правильный». А «левый», наоборот, имеет негативное значение: встать с левой ноги, левые деньги.
В английском, немецком, французском, португальском языках есть слова, которые наряду со значением «левый», имеют другое — «злой, неловкий».
Однако же, такие известные люди, как император Тиберий, композитор Бетховен, писатель Лев Толстой, ученый Исаак Ньютон были левшами.
Современный мир более благосклонно принимает индивидуальность. На левшу уже не будут подозрительно коситься, но «левым» воронам живется непросто в мире, где все «заточено» под правшей.
С давних времен в обществе бытует мнение, что левша изначально какой-то особенный человек. На самом деле не стоит выделять ребёнка левшу, как какого-то особенного. Мы ведь не выделяем людей с зелеными глазами или тех, кто выше 160 см. В случае с левшами происходит также. Левши, как и все прочие, обычные люди.
Вопрос в другом. Есть леворукость генетическая. Деткам, родившимся в семье, где уже есть левша, живется достаточно просто. Взрослые, понимая, какие трудности они сами испытывали в детстве, стараются помочь ребёнку, «проиграть» возможную ситуацию и оградить его от сложностей.
«Вынужденная» леворукость тоже встречается. Таких людей меньше. В перинатальный период возможно неврологическое поражение, которое приводит к тому, что левая рука развивается быстрее.
Возможны травматические поражения, когда длительное время у человека нет возможности делать что-либо правой рукой. Тогда человек становится леворуким вынужденно.
Некоторых родителей смущает подобное обстоятельство и они пытаются переучить малыша на правшу. Им стоит знать, что происходит вмешательство в устоявшуюся работу мозга, а это не может пройти бесследно для ребёнка.
Как относиться к левше? Взрослым следует разбираться в различиях физиологических особенностей развития правшей и левшей. Некоторая заторможенность поначалу может в итоге привести к развитию творческих способностей, поэтому не стоит выделять детей и акцентировать внимание на их необычности по сравнению с другими детками. Вместо этого нужно объяснить о нормальности явления и прекрасной адаптации в социуме. Прежде всего, нужно относиться к ним по-доброму.
Во время обучения также нужно индивидуально подходить к каждому ребёнку с ведущей левой рукой. Усадить его за партой так, чтобы ему и соседу было удобно. Учесть, с какой стороны должен падать свет, постараться приобрести специальные «левые» школьные принадлежности. Особенное внимание нужно обратить на развитие творческих способностей. Вспомните, например, Пола Маккартни. Его врожденная леворукость не помешало ему создавать выдающиеся музыкальные произведения.
Правши, левши, амбидекстры
Родителям следует знать, что леворукость связана с устройством мозга, поэтому это обстоятельство просто принимают, а не пытаются «исправить» ребёнка, переделывая его в правшу.
Некоторые родители воспринимают леворукость своего малыша как сигнал, определяющий начало борьбы за «перестройку» ребёнка из левши в правшу. Для этого они привлекают хоровод специалистов, устраивают череду занятий и сбор диагнозов.
Я всегда говорю родителям, что такой вариант развития событий не самый лучший.
Ребёнка нужно воспринимать таким, каким его создала природа. Переучивание левши означает вмешательство в его жизнь. Кроме того, подобное вмешательство сильно влияет на психику детей. Такие меры могут привести к тикам, невротической симптоматике.
Левши и правши постепенно учатся мирному сосуществованию. Особенностями развития левшей заинтересовались ученые и тщательно изучают этот вопрос. Появился даже праздник левшей и ежегодно тысячи людей собираются, чтобы принять участие в веселье.
Однако живут на земле люди, которым все удается делать обеими руками. Их называют амбидекстры. Они одинаково хорошо умеют действовать обеими руками, поэтому от них можно часто услышать: «Мне все равно, какая рука будет держать карандаш!».
Отчего так происходит? Амбидекстрам свойственно симметричное развитие обоих полушарий. Соответственно, они быстрее могут оценить происходящие события и принять решение, но, в то же время, они более ранимы, вспыльчивы и обидчивы.
Как достичь гармонии в школе
Леворукие дети, безусловно, несколько отличаются от правшей, но число одаренных среди них составляет более двадцати процентов. Однако попадая в обычную школу, где все рассчитано на правшей, они испытывают трудности. Если вовремя не помочь детям адаптироваться в праворуком обществе, то можно получить расстройства, нервные срывы у ребёнка.
Задача родителей заключается в том, чтобы к началу учебы в школе понять, какой ребёнок растет у вас в семье. Для этого достаточно внимательно наблюдать за малышом, заметить, какой ручкой он тянется за предметом, к какому глазу приложит игрушечную подзорную трубу или калейдоскоп.
Если взрослым становится определенно понятно, что в семье растет левша, то нужно начинать развивать левую руку как можно раньше. Кроме того, современные нейропсихологии категорически против переучивания и советуют родителям заранее позаботиться о том, чтобы маленькому левше было комфортно учиться. Сейчас уже разработан и запущен в производство достаточно широкий ассортимент школьных товаров, предназначенных для левшей. Например, специальные насадки на карандаши, удобные для леворуких детей, тетради, в которых удобно писать левшам, «левые» точилки и линейки.
Некоторые родители воспринимают леворукость своего малыша как сигнал, определяющий начало борьбы за «перестройку» ребёнка из левши в правшу. Для этого они привлекают хоровод специалистов, устраивают череду занятий и сбор диагнозов.
Я всегда говорю родителям, что такой вариант развития событий не самый лучший.
Ребёнка нужно воспринимать таким, каким его создала природа. Переучивание левши означает вмешательство в его жизнь. Кроме того, подобное вмешательство сильно влияет на психику детей. Такие меры могут привести к тикам, невротической симптоматике.
Еще леворукие малыши частенько «заезжают» в тетради направо. Трудно усваивается система переносов. Левша либо втиснет слово в небольшой интервал между словами, либо оставит большую часть строчки пустой, чтобы не переносить слово.
Все так, детям с ведущей левой рукой сложнее, но зато, как радуют их успехи при сравнении с уверенными правшами.
За время работы с малышами в начальной школе, я убедилась, что левшей нужно не переучивать, не ругать и ни в коем случае не наказывать. Их нужно принимать такими, какие они появились на свет. В общем, относиться к левшам-малышам с любовью, дабы не сформировать у них комплекс неполноценности.
Левши особенно нуждаются в заботливом отношении и внимании, потому что многие привычные для правши вещи, даются леворуким детям с трудом. Любовь родителей и внимание других взрослых способны преодолеть все трудности, чтобы ребёнок почувствовал себя любимым и неповторимым.