Быть лидером — харизматичным, ведущим за собой людей — суждено не каждому. Внутреннее лидерство — так принято называть личную ответственность за наполненность собственной жизни. Как вырастить его в ребёнке и какую роль играют родители в детской жизни и формировании задатков лидера?
Зачем ребёнку быть лидером?
Многие взрослые хотят, чтобы дети обладали стремлением быть всегда и во всем первыми, находились на виду в кругу друзей и общественной жизни. Что стоит у истоков этого желания?
- Мысли о том, что лидер более успешен, нежели тот, кто «прячется в тени»;
- понимание того, что, человека с лидерскими качествами труднее обидеть, задеть «за живое»;
- ожидание от детей целеустремленности, увлеченности, сознательности — качеств характера, присущих активным людям, знающим, чего они хотят;
- потребность гордиться достижениями детей и чувствовать себя, за счет этого, хорошими родителями.
Взрослым, прежде, чем ставить целью воспитать лидера, стоит обратить внимание на наличие лидерских задатков в собственной личности. Ребёнок, когда растет и развивается, опирается на пример матери и отца. Что нужно знать каждому родителю о лидерских качествах в самом себе, прежде чем пытаться взращивать их в детях?
Степень энергичности родителей
Лидер управляет собственной жизнью. Он ставит цели и организует себя на их достижение, мотивирует и поддерживает себя и других, изыскивает ресурсы и действует, не надеясь на помощь со стороны. Если родители испытывают дефицит энергии, у них не хватает сил на решение бытовых проблем, внимание к детям и заботу о себе. Генерировать энергию помогает завершенность дел, хобби, занятие творчеством, общение с близкими людьми, природой.
Пример такого поведения помогает детям сформировать правильное отношение к тому, как следует расходовать свои силы и на что тратить время.
Целеустремленность и желание большего
Лидер не может довольствоваться тем, что имеет в определенный момент. Ему постоянно хочется расширить свои границы: дополнить собственные знания, приобрести новые умения, получить более высокие результаты, освоить новую деятельность, открыть в себе дремлющие способности, позаботиться об отличной физической форме, посетить города и страны, познакомиться с различными культурами и многое другое.
Когда родители постоянно развиваются, увлеченно интересуются новыми идеями, открывают мир, дети приучаются делать то же самое. Они становятся активными в школе, желают овладеть новыми знаниями в творческих и технических областях. Это помогает им стать интересными собеседниками и «вести» за собой сверстников.
Готовность к обучению у родителей и ребёнка
Жажда познания способствует развитию лидерских качеств. Особенно это актуально в современный информационный век, когда знания и технологии устаревают с невероятной быстротой и на их смену приходят новые. Отсутствие любознательности оставляет человека в прошлом, а значит, его движение вперед замедляется. Дети всегда идут вперед, пока растут и не обременены проблемами, однако, их стремление тоже может остановиться, если они не получают поддержки от матери и отца или наблюдают их пассивность.
Готовность всегда стремиться к новым знаниям делает человека лидером, к которому «тянутся» остальные, чтобы «подпитаться» от него желанием экспериментировать, находить удивительное в обыденных вещах.
Организованность и планирование
Лидер ценит время и не позволяет его тратить попусту. Родители подают хороший пример детям, когда планируют каждый свой день. Вместе с тем, им не стоит ограничивать спонтанность в своей жизни. Окружающие люди потянутся, скорее за искрометным желанием лидера открывать новое, нежели за сухими фактами.
Привычка быть решительным
Неумение делать выбор работает против того, кто хочет вести за собой других. Дети наблюдают за этой способностью матери и отца с малых лет и, на основе этого опыта, строится их личность. Лидер умеет принимать решения. Для этого он использует способность к анализу, интуицию, умение просчитывать свои шаги, вероятность успеха и неудачи.
Наблюдая за тем, как родители, раз за разом, достигают успеха благодаря решительности, ребёнок будет проявлять активность.
Отношение к ошибкам у взрослых и детей
Если родители не умеют прощать себя за несовершенное поведение, то ребёнок, с большой долей вероятностью, будет бояться ошибиться, приобретет чувство вины за то, что не может все и всегда делать правильно. Отличительная особенность лидера — всегда быть на виду у окружающих. Стремление к идеальности и невозможность достичь его приводит к чувству стыда, которое несовместимо с лидерскими задатками. Позволять себе быть несовершенным и уверенно принимать свою личность любой — неотъемлемая часть лидера, который знает, что, у него есть, как достоинства, так и недостатки.
Умение и желание общаться с людьми
Без желания идти на контакт с окружающими продвижение к лидерству будет ограниченным. А без умения слушать и слышать людей, доброжелательного и заинтересованного отношения не удастся организовать эффективное взаимодействие. Ребёнок не научится у родителей быть лидером, если они «прячутся» от окружающих, боятся выражать чувства, избегают общения.
Уверенность в себе и своих силах
Уверенность в себе дает ощущение основы, с которой можно решительно и смело шагать в новом направлении. Культивировать веру в себя, взращивать ее, ценить свои достижения, благодарить ошибки за то, что они предоставили возможность научиться более эффективному поведению на собственном опыте — отличный пример ребёнка как стать лидером.
Увлеченность делом
Когда родители ничем не интересуются, их активность ограничивается бытом и работой, дети будут поступать аналогично и, вряд ли вызовут искренний интерес к своей личности у окружающих.
Лидерская позиция взрослых видна по качественным результатам их действий, которые возможны при увлеченном занятии делом. Без увлечения человек быстро охладевает и теряет интерес к деятельности. Для того, чтобы увлечение не только не ослабевало, но и, наоборот, усиливалось, нужно представить желаемый результат, определить шаги, которые приведут к цели, также, полезно постоянно углублять знания в области интересующей деятельности.