30 июня 1997 года в Великобритании вышла первая книга о Гарри Поттере — «Гарри Поттер и философский камень». Магическая популярность историй о мальчике-волшебнике необратимо изменила мир литературы. Интересный сюжет талантливо закручен прирожденным сторителлером Джоан Роулинг — мамой «мальчика-который-выжил». Ее книга заставила оторваться от экранов смартфонов даже тех, кто и рекламные-то слоганы на придорожных щитах не читает. Приключения «хогвардцев» захватили и детей, и взрослых, принявшихся переворачивать страницы разве что не взглядом, требуя при этом продолжения сказания о мире магов и маглов. Что так повлияло на психологию «нечитателей»? Разбираемся на MedAboutMe.
«Мама» Гарри Поттера
Путь к успеху начался для неизвестной писательницы с отказов опубликовать книгу. Мытарства продолжались год после написания книги, двенадцать издательств отказали, пока в Bloomsbury решили рискнуть.
Редактор Барри Каннингем едва ли предполагал, что начинающая писательница, которой он посоветовал найти работу, станет мировой знаменитостью, а ее захватывающие истории о детях-волшебниках будут продаваться миллионными тиражами. Он считал маловероятным, что она сможет зарабатывать на книгах для детей.
Первым «промоутером» книги о приключениях мальчика-волшебника, стала дочь председателя Bloomsbury — Алиса Ньютон. Это именно ей предложили прочесть начало книги. Девочка, прочитав первые главы, немедленно потребовала продолжение волшебной истории.
В итоге, книги об учениках из школы волшебников были переведены на десятки языков (по данным издателей, цифра приближается к 80), они разошлись миллионными тиражами по всему миру, за право публикации книг о волшебнике в очках издательства «бились в кровь» на аукционах, а «мама» Гарри Поттера признана одной из самых богатых и влиятельных женщин в Британии.
Я хотела, чтобы мою книгу напечатали, и упорно шла к этой цели, несмотря на отказы. Каждому, кто нашел свою цель, повезло, поэтому верьте в себя и не сдавайтесь. Мною движет желание пробовать. Я продолжаю писать, потому что мне это нравится, потому что мне это нужно. Я бы хотела остаться в памяти людей человеком, который выбрал лучший способ распорядиться своим талантом.
Синтез классики и фэнтези как средство воспитания
Серия книг о Гарри-волшебнике представляет собой классический «роман воспитания», построенный на утверждениях, не нуждающихся в доказательствах: друзьям нужно помогать, добро обязательно победит, а зло и предательство должны быть наказаны. Однако «Гарри» не стал очередным скучным назиданием, а разлетелся по всему свету миллионами копий, которые с упоением читают даже заядлые двоечники. Почему?
Джоан Роулинг хорошо знает школьную «кухню». Она, как хороший кулинар, создала свой уникальный рецепт: взяв за основу роман-воспитание для подростков, соединила его с популярным фэнтези, щедро сдобрила получившееся специями из детектива и триллера, добавила аромат любовного романа и украсила культурными отсылками.
В результате получилась средство воспитания, назидательность которого читатели «проглатывают», даже не замечая. Роулинг обладает даром сообщать о традиционных ценностях увлекательно и совсем не скучно. Некоторые критики сравнивают книги о волшебной школе с компьютерной игрой — сюжет настолько закручен, что читателя «затягивает» и он стремится перейти с одного уровня на другой, чтобы узнать продолжение, погружаясь в сказочный мир с головой.
«Гарри Поттер» — хорошая книжка. В ней утверждается, что правильные поступки ведут к правильным результатам. Ее мировая популярность доказывает, что люди радуются, получив книжку, которая учит их поступать правильно — это хороший знак.
У каждого ребёнка есть свой Хогвардс
Джоан Роулинг — бывшая учительница. Вероятно, по этой причине она так точно попала в цель с «поттерианой».
Во-первых, она хорошо знала «предмет» — школу.
Во-вторых, действующие лица романов — школьники, практически ровесники многих читателей и живут они в современном мире.
В-третьих, все события происходят в школе, но она не совсем обычная. В Хогвардсе учат волшебству. А кто из детей не мечтает о волшебной палочке? Правда, средства воспитания будущих волшебников довольно жесткие. Помните, что Долорес Амбридж разрешила Филчу (завхоз в Хогвардсе) использовать розги для наказаний?
Книги о школе и для школьников насыщены событиями, написаны просто, без заумных нравоучений, сюжет закручен почище любого романа для взрослых, есть друзья, которым нужно помогать и есть вреднюги-одноклассники вкупе с взрослыми злодеями. В общем, есть о чем переживать.
У писательницы получилось создать в сказке мир, очень напоминающий реальный.
Каждый современный школьник «получает» свой Хогвардс, где есть дружба и любовь, интриги и зависть, непонимание и взаимовыручка.
Я не большой любитель чтения «по заданию». Когда нам раздавали в классе списки литературы, которую нужно прочесть летом, я обычно выбрасывал его сразу же. О «Гарри Поттере» услышал от друга. Прочитал «Гарри Поттер и философский камень». Почему интересно было читать? Эта книга о ровесниках. Мы с Гарри, получается, почти одногодки. У него так же, как и у меня, есть друзья и те, с кем бы я не хотел общаться. И, конечно, колдовство. Мне об этом всегда интересно читать. Еще там о дружбе. В общем, прочитал все книги. Потом смотрел фильмы. Я люблю спецэффекты, а их там хватает. Решил попробовать сам сделать что-то. Папа помог с компьютерной программой. Смешно, но папа так увлекся, что тоже прочитал все книги о Гарри. Мой буктрейлер понравился. Учительница даже на уроке литературы его разрешила показать.
Прививка против стресса
Из официальной биографии Джоан Роулинг известно, что появлению книг о Гарри Поттере во многом способствовало психологическое состояние писательницы — она пережила сильнейший стресс, когда ушла из жизни ее мать, а затем была депрессия после развода с первым мужем и, практически, бегства из Португалии в Шотландию, поближе к сестре. Джоан жила на социальное пособие, оставшись с маленьким ребёнком на руках. Было от чего впасть в уныние. Поэтому многие ее переживания и страхи попали на страницы книг, а в третьей появились дементоры — страшные безглазые существа, высасывающие из людей хорошие воспоминания, жизнь, душу, все светлое, оставляя лишь черную тоску, стресс, печаль. Их появление чувствуют даже маглы, когда их страхи начинают усиливаться из-за темноты, одиночества или потери близкого человека.
Разным фобиям вообще отведено особое место в «поттериане». Посредством участников событий в школе Роулинг доносит читателям философию преодоления страхов.
По мнению писательницы, лучшее лекарство от любых фобий — превращение их в что-то смешное. Главное — хорошо сосредоточиться и вообразить, что «страшное» стало смешным.
И еще одну «прививку против стресса» предлагает Джоан своим читателям.
Друзья — вот кто спасет от любых фобий. Гарри в книге окружен верными друзьями, которые всегда придут на помощь.
В рецепте успеха от Джоан Роулинг главные компоненты — доброта, справедливость и преданность друзьям. Гарри Поттер этот урок усвоил отлично, поэтому получился «живым».
Хогвардс, конечно, удивительное место. Я бы хотела побывать там. Возможно, пройти курс, но не в замкнутом пространстве, когда домой можно (если не провинишься!) уехать после уроков. Ведь там, могут быть разные «волшебники». С кем-то я буду дружить с удовольствием (например, с Гермионой), а с кем-то — спорить, ссориться. В обычной школе проще. Уроки закончились — домой. Что могло бы меня там удержать? Интерес. Я бы выбрала факультет Когтевран, потому что туда попадают самые умные.
«Поттеромания» и детская психология
«Поттеромания» охватила страны мира. Имена главных героев саги стали брендами, фильмы собирают миллионы зрителей, а устроителям литературных конкурсов приходится специально оговаривать условия участия, где конкурсантам запрещено использовать сходные сюжеты о школах-волшебниках-чудесах.
Как влияет на психологию детей книга о достоинствах и недостатках которой исписаны тома и говорено-переговорено на разного рода ток-шоу?
Серьезное издание Journal of Applied Social Psychology (статьи о поведенческой науке по отношению к проблемам в обществе) сообщает об интересных исследованиях о влиянии чтения книг о Гарри Поттере на психологию и поведение юных читателей.
В эксперименте принимали участие три группы детей разного возраста из Италии и Великобритании.
Результаты исследований доказывают, что дети более толерантны и не так агрессивны по отношению к другим школьникам или мигрантам или вообще к тем, кто чем-то выделяется из общей социальной группы.
Фэнтези как жанр родился из мифов и сказок, поэтому он прекрасно развивает фантазию ребёнка, расширяет границы его воображения, тренируя мозг малыша. Детская психика очень восприимчива и ранима, и впитывает в себя весь окружающий мир как губка. Конечно, есть талантливые фэнтези-произведения, которые проповедуют добро и вызывают светлые чувства, но, к сожалению, современные писатели стали слишком увлекаться детальным описанием кровавых сцен, и даже положительные герои в их сценариях часто упиваются местью или насилием над врагом. Ребёнок, прочитавший такую книгу, путается в понятиях добра и зла, думает, что ради хорошей цели все средства хороши. В книгах о Гарри Поттере хорошо раскрыты взаимоотношения между сверстниками: дружба, конкуренция, доверие, верность, подлость. Эти произведения учат терпимости и пониманию, как быть самим собой.
С другой стороны, в книгах о Гарри Поттере герои играют в хоккей головой приведения, плюют в проигравшего вонючей жидкостью, угощают друзей леденцами со вкусом крови и т. п. Очевидно, такое поведение вряд ли сформирует хорошие манеры у ребёнка, читающего книгу, и скорее всего, запутает в понимании степени дозволенности.
Не стоит запрещать ребёнку читать подобную литературу, поскольку «запретный плод» всегда сладок и ваш киндер обязательно найдет способ прочитать «нехорошую» книгу. Поэтому очень важно находиться в постоянном контакте с ребёнком, в доверительных беседах обсуждать всю прочитанную литературу, и давать верное направление мыслям вашего ребёнка. К тому же, общение с родителями не даст слишком глубоко погрузиться в мир фантазий.
Книги Джоан Роулинг можно принимать или нет. Заслуга писательницы в том, что она попыталась донести до любых читателей, что жизнь не бывает черно-белой. Она — разноцветная.
Таков же и человек. В любом из живущих на земле заключено все — от подлости до самого высшего благородства. Главный посыл Роулинг в том, что человек представляет собой на самом деле то, что выбирает, а затем совершает — подвиг или предательство. И что еще очень важно — готовность отвечать за свой выбор и за свои действия.
Книги о Гарри Поттере, конечно, не гарантируют того, что прочитавший ее не сделает откровенной подлости. Книга дает шанс распознать, где предательство, а где жертвенность, дают надежду, что взрослый мир станет лучше.
P.S. О пользе знаний
Популярности книг о волшебнике Гарри во многом способствовали переводы с английского языка. Переведена она даже на хинди и латынь.
О переводах саги на русский существуют разные мнения.
Существуют официальные, сделанные переводчиками в издательствах «Росмэн» и «Махаон».
У любителей «поттерианы» есть претензии и к первому, и ко второму. Параллельно существуют и «народные» переводы.
Нет смысла разбирать достоинства всех существующих версий. Каждая из них имеет право на существование. Полезнее выучить английский язык и читать о приключениях волшебников из Хогвардса в оригинале.
Мое «чтение в оригинале» началось с момента первой командировки за рубеж, когда я поняла, что имеющихся знаний английского языка хватило лишь на чтение постеров и поддержание несложных диалогов. И здесь очень кстати началась «поттериана», захватившая всех моих знакомых в возрасте до 30 лет. «Гарри Поттер», на мой взгляд, вообще хорош для учебного чтения: язык простой, но не примитивный, диалоги без сложных конструкций.
Прочитала все книги о компании юных волшебников на английском языке. Параллельно смотрела фильмы о Гарри, но без перевода.
Сейчас берусь читать все, что интересует по профессии и современные новинки. Уверена, что нужно верить в себя и не бросать чтение, чтобы почувствовать «дух» книги.
Уже почти двадцать лет не утихают споры вокруг книги Джоан Роулинг «Гарри Поттер». А между тем уже выросло поколение, которое ее по мере выхода книг следили за развитием поттерианы. Теперь эти читатели сами стали взрослыми, и у них появились собственные дети. Поэтому, мне кажется, спорить о книге уже бесполезно: она стала классикой детской мировой литературы, заняла свое место в ряду мировых шедевров, перевернувших сознание многих людей. Что же сделала эта книга? Во-первых, и это, наверное, самое главное, никогда до появления «Гарри Поттера» разные дети (читающие и нечитающие) так не увлекались литературой. Роулинг сделала то, что родителям уже казалось невозможным: вернула детей к книгам. Писательница оказалась в одном ряду с Толкином и Льюисом, создав волшебный мир, куда захотелось всем.
Трудно говорить, почему книги о Гарри Поттере стали настолько популярными. Здесь и традиция, и безусловные корни, уходящие в кельтскую мифологию и в христианство, и совершенно самобытный мир с бесчисленными придумками, и такие узнаваемые всеми подростками школьные ситуации. Да и просто характеры, цельные, интересные, сложные. Характеры, которые уже независимо от Роулинг зажили своей собственной жизнью. Здесь затрагиваются и очень важные темы: одиночества, природы зла в мире и зла внутри человека, безусловной любви, которая может творить чудеса...
Вот здесь мы подходим к тому, о чем бы хотелось сказать: никогда, мне кажется, не создавалось и не будет создаваться столько фанфиков по литературным произведениям, как по «Гарри Поттеру». Поклонники поттерианы не удовлетворились написанными семью книгами и сами взялись писать продолжения, отступления, фантазии на тему. Причем, у некоторых эти истории получаются настолько хорошо, что даже вызывает сомнение, почему на лондонской сцене поставили спектакль по новой пьесе Роулинг с соавторами, а не по одному из прекрасных фанфиков. Они во многом более художественные. Поэтому мы еще можем говорить о том, что эта книга пробудила интерес к творчеству. Причем, знаю лично нескольких хороших детских писателей, которые начинали именно с фанфиков про Гарри Поттера.
Кроме того, после выхода «Гарри Поттера» с новой силой пробудился немного задремавший жанр фэнтези. Появилось и несколько интересных пародий на книги Роулинг («Порри Гаттер» Жвалевского и Мытько). А чуть позже издательство Росмэн объявило конкурс «Новая детская книга», где ведущая роль отведена номинации фэнтези. На конкурс приходят сотни рукописей в этом жанре, многое издается (и не только в Росмэне). И мне кажется, в этом случае мама Ро, как ласково называют Роулинг, сыграла не последнюю роль.
Фэнтези — это инструмент. Как терапевтическая сказка, поэтому в руках родителя-манипулятора, он может превратиться не в волшебную палочку, которая будет устранять фобии, бороться с капризами или помогать правильно выражать переживания, а в способ давления на ребёнка, который будет демонстрировать примеры жестокого, но эффективного поведения.
Фэнтези, в первую очередь, учит представлять, развивает воображение. Это может стать очень полезным навыком, помогающим увеличивать свои силы, чтобы справиться со злом, а может отдалить ребёнка от реальности, еще больше увеличив конфликт со взрослыми.
Чтобы максимально точно ответить на поставленный вопрос «Способны ли книги в жанре фэнтези помочь правильному выбору ребёнка?», хочу сказать о наиболее важном качестве, которое развивается, благодаря этому жанру.
Это — вера в себя. Не надежда на кого-то, а вера в собственные силы. Положительные это силы или отрицательные — это вопрос общего курса воспитания в семье. Но то, что ребёнок будет делать выбор в свою пользу и будет себе верен и уверен, это точно. И, как правило, «какого зверя кормишь — тот и побеждает». То есть, чем больше ребёнок будет верить, что ему многое под силу, тем больше у него, действительно, будет получаться, и в его будущем, в том числе. Не зря существует присказка: «Нам под силу все на свете, потому что мы как дети».