Современный город предлагает множество развлечений, родители и дети активно пользуются ими для проведения досуга. Отдых на воде всегда был любимейшим времяпровождением для всей семьи, но, увы, теплый сезон так недолог. Поплескаться вдоволь в любое время года малыш сможет в аквапарке, а его мама и папа могут обратить такое развлечение в развитие ребёнка.
Педиатр одобрит, мама предупредит
Поход в аквапарк может стать веселым семейным праздником и пройти с пользой, только если малыш полностью здоров. Принимая решение о посещении развлечений в бассейне, необходимо убедиться, что у ребёнка нет никаких тревожных симптомов. Если что-то показалось подозрительным, то будет лучше, если ребёнка лишний раз осмотрит педиатр. Все-таки крохе предстоит большое событие, он окажется в незнакомом месте в необычной среде, несколько раз будет переходить из теплого помещения в холодное — сам по себе стресс может негативным образом воздействовать на здоровье ребёнка. Однако без таких маленьких стрессов невозможно и развитие ребёнка — если убрать все сильные ощущения, что же тогда останется для впечатлений?
Аквапарк — безопасное место для отдыха, об этом родители могут узнать из всех обязательных документов. Но для полной безопасности необходимо провести беседу с ребёнком перед посещением этого заведения, чтобы он знал, что ему предстоит, и как себя вести. Родители могут заранее показать фотографии в интернете или рекламных проспектах — так малыш фактически придет в уже знакомое место и с радостью узнает фигурки на входе или фонтанчики у бассейна. Кроха должен знать, как следует себя вести в таком месте, почему нельзя бегать по дорожкам, зачем обязательно принимать душ перед входом в бассейн или после выхода, почему маленькие дети обязательно должны надевать спасательные жилеты. Если что-то пойдет не так, малыш должен вспомнить, куда пойти, чтобы ему помогли найти родителей. Он должен уметь четко называть свои имя и фамилию и понимать, что ни в коем случае нельзя уходить с чужими людьми. Родителям лучше повторить эти простейшие правила пред визитом в аквапарк, даже если в повседневной жизни безопасности в семье уделяется должное внимание.
Развитие ребёнка на воде
Итак, визит состоялся, родители и малыш стоят у края бассейна. Начинать нужно с самого мелкого водоема — обычно это бывает детский «лягушатник». Уровень воды там совсем невелик, а вода повышенной температуры, чтобы крохе было комфортнее привыкнуть к новой обстановке. Привыкание и будет первым опытом ребёнка — можно пока просто предложить ему сесть в воду (чтобы случайно не поскользнуться и не упасть) и похлопать руками по водной поверхности. Это развлечение обычно любят все дети и активно брызгаются дома в ванной. В аквапарке значение брызг от ладошек заключается в том, что так малыш привыкает к частому попаданию на него капель, это не кажется чем-то пугающим, он перестает чувствовать холод — теплообмен адаптируется к новому температурному режиму в окружающей среде. Ощущение полета волн и капель в пространстве помогает крохе научиться ориентироваться в воде — это новый опыт, влияющий на развитие ребёнка. Когда с ручками разобрались, можно то же самое попробовать делать ножками — пусть малыш топает, но родители должны крепко держать его за руки — вряд ли он успеет нахлебаться воды, но может сильно ушибиться, это испортит все впечатления от визита.
Если ребёнок привык к условиям «лягушатника» и хочет более активных развлечений на глубине, можно зайти с ним в более глубокий бассейн, но не дальше высоты его роста. Здесь возможны другие игры. Почему бы сначала не половить рыбку? Родители могут играть вместе с ребёнком — сначала все погружаются в воду и совершают там произвольные движения руками и ногами, пока ведущий приговаривает «Ловим рыбку, ловим рыбку», а по сигналу «Вытянули рыбку!» все игроки должны подпрыгнуть. Это весло само по себе, каждый раз может объявляться новый победитель — тот, кто первым подпрыгнул (вытащил рыбку), или тот, у кого больше всего брызг. Так происходит развитие ребёнка в области координирования своих действий — он учится слушать родителей даже в воде (а это иногда бывает нелегко, слишком много отвлекающих факторов), учится быстро выполнять команды, и ориентируется в водной стихии. Без всяких правил игры родители могут просто покачать малыша на олнах, крепко придерживая руками — так фактически осуществляется массаж всего тела крохи.
Родители научат плавать
Если ребёнок уже не совсем маленький, ему больше 4 лет, родители могу потихоньку начать обучать его плаванию. Возраст — важный ограничитель в этом вопросе, так как плавание — сложный процесс, который происходит в изначально чужеродной человеку водной среде. А значит, от крохи потребуются сосредоточенность и готовность осваивать определенные физические навыки. Это возможно, только если развитие ребёнка в области эмоционально-волевой сферы и физической активности находится на необходимом уровне. Малыш должен понимать, что любая команда родителей обязательна к исполнению: сказал папа «выйти из воды» — значит, выходим, даже если очень не хочется. Мышцы рук и ног крохи должны быть достаточно сильными, чтобы сопротивляться давлению воды. Начинать упражнения можно в том месте, где вода не выше уровня груди ребёнка.
Для начала попробуем побегать. Самые простые упражнения — это просто движение сквозь в воду с все более увеличивающейся скоростью. Путь родители сначала пройдутся вместе с ребёнком вдоль края бассейна, а потом пробегутся. Малыш думает, что это слишком просто? Что ж, усложним упражнения —теперь идем на полусогнутых ногах, а рукам делаем движения, будто плывем. Это совсем другая нагрузка на все мышцы, и она учит правильно координировать свои движения в воде. Можно показать крохе движения рук при различных стилях плавания — пусть сразу привыкает двигаться правильно. Очень важно научить ребёнка, что в воде ни в коем случае нельзя вдыхать воду и набирать ее в рот.
Координация дыхательных движений — это необходимый навык. Научить этому можно, попросив кроху выдувать пузырьки воздуха под водой. Вот он над поверхностью воды набрал воздух, вот нырнул и выдыхает — и вода вокруг пузырится. Как только воздух кончится — пора выныривать, но не вдыхать! Но главное упражнение, конечно — это само плавание. Все это время малыш должен поддерживаться сильными родительскими руками — но пусть мама или папа дадут ему почувствовать себя парящим в водном пространстве, понять обтекание струй воды при имитировании плавания, почувствовать, как удерживать равновесие и двигать конечностями. Сначала можно попробовать такие упражнения на животе, потом на спине. Так начинается подготовка ко всем серьезным занятиям плаванием.
А если малыш боится?
Хорошо, когда малыш с радостью бежит в бассейн, а брызги воды только поднимают ему настроение. Но увы, часто ситуация складывается таким образом, что кроха, сам уговоривший всю семью прийти поплавать и лихо рассекавший водное пространство в ванне дома, на краю бассейна, в аквапарке боится ступить в воду ногой и отказывается вообще что-то тут делать. Испугался? Замерз? Испытывает стресс? Скорее всего, все вместе, и стоит отнестись серьезно к такому потрясению малыша, он и вправду сейчас трудно, развитие ребёнка в эмоциональной сфере у всех проходит по-разному. Родители не должны неволить кроху идти в воду «раз уж все равно пришли» — пусть он привыкнет и адаптируется столько времени, сколько ему понадобится. Холодно? Пуст просто сидит у краешка бассейна там, где ему комфортно.
Рано или поздно любопытство возьмет свое, или он увидит, как весело проводят время другие дети. Время, затраченное на адаптацию — это вовсе не потерянное время. Это большая экономия и времени, и нервов, которые придется потратить родителям перед следующим визитом в аквапарк. Пусть лучше малыш сейчас просидит у бортика половину времени, отведенного на визит, чем в следующий раз мама с папой несколько дней, а то и недель потратят, просто уговаривая его согласиться еще раз сходить поплавать. День в аквапарке обязательно должен закончиться на позитивной ноте, чтобы ребёнку снова хотелось туда вернуться.