Около 10 лет назад в моем круге общения наметилась новая для меня тенденция: брать в семьи приемных детей. К этому моменту я уже имела опыт работы в приюте и недоумевала, как неподготовленные родители решаются на подобный шаг, ведь приемный ребёнок — это не только новое дитя в семье, но и полный неожиданностей субъект, чья жизнь до новых родителей подчинялась совсем непонятным для людей «вне темы» законам и правилам.
А потом я внезапно вспомнила, что мой родной дядя — приемный в семье моих бабушки и мамы. И что моя кузина Оля стала ей не сразу, а до 4-х лет жила в детском доме. И если о каких проблемах с детьми и рассказывали — то о речь шла о совершенно обычных вещах: здоровье или учебе, а еще о том, кто растет похожим на приемного отца, а кто характером точь-в-точь новая мама. Так чего же на самом деле можно ожидать от ребёнка, который приходит из детского дома? Об этапах адаптации, о том, что ждет семью в процессе привыкания детей к новым родителям и наоборот, рассказывает MedAboutMe.
Первый год адаптации
Знать специфику жизни детей в учреждениях, влияющую на развитие (как социальное, так и психическое), и не замечать среди родных никаких особенностей в отношениях с приемными детьми — возможно ли это? Оказывается, вполне возможно.
В соответствии с наблюдениями специалистов, основной период адаптации ребёнка к приемным родителям, а также родителей к ребёнку (ведь это процесс двусторонний), занимает около года. Любая семья — динамичная система, претерпевающая изменения при появлении нового члена. Даже покупка домашнего животного влияет на ритм семейной жизни, ее бюджет, временные затраты. А внедрение в структуру семьи ребёнка из детского дома влияет также на изменение социальных ролей и статусов взрослых, заставляет решать новые сложные задачи и вносит свои изменения в структуру взаимоотношений.
Первый год, по мнению психологов, является самым сложным. И ребёнок, и родители, и другие члены семьи должны привыкнуть друг к другу, к новой иерархии, выстроить свои правила, а потом не раз корректировать их. Рассуждения, кто на кого растет похожим, у кого формируется характер, как у приемной мамы, и чьи кудряшки точь-в-точь, как у бабушки, характерны больше для следующих лет, когда в динамической схеме семьи произойдет стабилизация состояния. А вот в период адаптации этапы счастья и умиления сменяются недоумением и чувством беспомощности, вплоть до попыток ребёнка вернуться в детский дом или мыслей приемных родителей на ту же тему. Нормально ли это?
«Медовый месяц» и регрессия
В процессе адаптации ребёнка и приемной семьи выделяют три основных этапа. Они как раз и сопровождаются теми «эмоциональными качелями», от радости и ощущения, что все идет хорошо, до неприятия и чувства, что ситуация заходит в тупик.
На первой стадии, которую называют этапом знакомства, идеализированных ожиданий, а также своеобразным «медовым месяцем», характерны отношения опережающей привязанности. Патронатные родители создают максимально комфортные условия, проявляют максимум интереса и заботы, ребёнок включается в новые отношения, пытается сориентироваться в семье. Такой период пронизывают симпатия, желание понравиться друг другу.
Нередко на этом этапе дети возбуждены, излишне активны, могут не запоминать, что где находится, путать имена новых членов семьи.
Конфликты обычно начинают возникать по окончании «медового месяца», их причина — изменение ситуации в жизни ребёнка, которую он начинает осознавать. Первый этап ощущается как «отпуск», временное положение.
Дети воспринимают детский дом как некое нейтральное место, а вот переход в семью нередко вызывает чувство, что «мосты сожжены». Порой и в первые дни пребывания дома ребёнок начинает просить отвезти его назад. У такого желания могут быть несколько причин, воздействовать может как одна из них, так и несколько сразу. Потребность в безопасности выражается в попытках контролировать ситуацию («я хочу сделать так, вернуться назад»), опасении стать зависимым от новых родителей, которые еще мало знакомы ребёнку. Может иметь место проверка отношения («будут ли меня удерживать, действительно ли я нужен»), или ребёнок действительно может соскучиться и захотеть увидеть привычные лица.
Переход к стадии регрессии, вживания в новую семью чаще всего сопровождается значительным ухудшением поведения ребёнка. Это кризисный этап, показывающий, что новый член семьи пытается понять свое положение, «вжиться» в коллектив.
Причин у стадии регрессии немало, и в большей части они связаны с тем, что ребёнок расслабляется после периода знакомства, «отпускает себя», при этом может тревожиться о своем месте в семье, и могут начинаться проверки «а примут ли меня, если я буду вести себя плохо».
Одна из больших ошибок, которую могут делать патронатные родители, заключается в отрицании важности биологической семьи ребёнка. При неуважительном, небрежном отношении к родственникам, даже не высказываемом вслух, при отрицании «корней» ребёнок подвергается значительной травматизации. Принятие своего происхождения, кровной семьи — один из мощных факторов, стабилизирующих детскую психику.
Этап регрессии длится в среднем около полугода. И один из ярких признаков того, что ребёнок и замещающие родители прошли его успешно, заключается в рассказах, воспоминаниях и даже фантазиях о биологической семье: «а мы с мамой тоже ездили в зоопарк», «а у дяди тоже была машина». Поощрение ребёнка в рассказах, помощь в составлении генеалогического древа, альбома с фотографиями и событиями из прошлой жизни — эффективный инструмент, помогающий детям осознать особенности и отличия «старой» и новой семьи, своего места в них и в мире в целом.
После первого комфортного периода дети примерно понимают, какие правила в новом месте существуют и какие ожидания к ним предъявляются, и это тоже повод для конфликтов и роста тревожности ребёнка. Например, социальные и гигиенические навыки по сравнению с семейными детьми у приемных могут быть значительно снижены, и это не повод упрекать, а шанс научить, как правильно поступать.
Нередко родители ожидают проявления благодарности за выбор, за отношение к ребёнку, забывая, что он не обязан быть благодарным; знание, как именно надо показывать свою благодарность, да и умение благодарить — это навык, который взращивается в семье.
От детей разного возраста требуют различных навыков, поэтому часто труднее всего приходится патронатным родителям подростков, особенно, если взрослые ориентируются на кровных или знакомых тинейджеров в уровне развития, эмоциональном, социальном или интеллектуальном.
Екатерина Сафонова, психолог
Главное — не ожидать, что подросток мечтал скорее попасть именно в вашу семью, и ваше тепло сразу же его отогреет. Это не так: приемные дети довольно недоверчивы, они могут противиться заботе, защищая себя от страха вновь встретиться с потерями или предательством.
В приёмной семье подросток будет проходить все те стадии развития, которые он не прошёл, поэтому не нужно удивляться, если взрослый парень попросит у приемной мамы покормить его с ложечки или поиграть с ним в машинки — это сигнал, что адаптация идет, и идет вполне успешно.
Подростки из детских учреждений практически всегда имеют психологические травмы, что провоцирует множество проблем в общении и поведении, нередко эти дети просто не принимают любовь, из-за чего во время адаптации родителям кажется, что подросток не ценит их усилий, не уважает их труд, что взрослые приняли в семью неблагодарного ребёнка. Но надо помнить, что этот период взаимной агрессии временный и сменяется стадией принятия родителями и подростком друг друга.
Разные дети приходят в семьи с разным опытом. Кто-то, возможно, уже прошел попытку усыновления или наоборот, только попал в детский дом из родной семьи. Все эти факторы в значительной мере влияют на то, как дети «вживаются в семьи». Точно можно сказать одно: этап регрессии показывает, что процесс адаптации ребёнка идет в правильном направлении, без его начала и завершения невозможна гармонизация отношений и полноценная адаптация, эмоциональные проблемы, вызывающие кризис, будут мешать и ребёнку, и родителям.
Достижение равновесия
Заключительный этап адаптации — равновесие. Закончив кризис, и ребёнок, и взрослые получают важный опыт, знания друг о друге, уверенность. Таким образом, если появляются новые проблемы, дети уже не так выраженно тревожатся, что их «вернут», и другие члены семьи получают возможность напомнить, что вместе уже прожит сложный период, значит, все трудности преодолимы. Появляется взаимное доверие, чувство постоянства, принадлежности ребёнка к кругу «своих», меняется поведение ребёнка, его кризисы становятся отражением возрастных периодов, а не стрессом от смены обстановки. Начинается «обычная жизнь».
Процесс адаптации непрост для любого. Будь то новое место работы, изменение социального статуса, переезд в другой город — все это требует значительных усилий. Для приемного ребёнка внедрение в семью связано с большим количеством надежд, страхов, недоверия и желания найти любящих родителей. Это смешение чувств довольно «взрывоопасно» и приводит к настоящей проверке на прочность всех членов семьи, а еще приносит ценный опыт взаимодействия, обучает любить и помогает осознать себя и большим, и маленьким участникам процесса адаптации.