В России здоровьем населения занимается множество самых разных ведомств. Но у граждан на слуху два основных из них: Минздрав и Роспотребнадзор. Именно главы и представители этих департаментов регулярно выступают на публике, рассказывают о ситуации с заболеваемостью в стране, прогнозируют, подводят выводы и в целом представляют собой лицо российского здравоохранения. Подавляющее большинство жителей России смутно понимают разницу между данными организациями. А было бы неплохо знать, кто за что отвечает и куда, к примеру, бежать жаловаться, если что-то не понравилось в обычной поликлинике или в частном коммерческом медицинском центре. MedAboutMe разбирался в нюансах отечественной здравоохранительной политики.
Роспотребнадзор: права потребителя
Что такое Роспотребнадзор?
Полное название Роспотребнадзора — Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека. В этом названии есть три «ключевых» слова:
- «надзор» — данная организация выполняет функции контроля, то есть следит за исполнением существующих правил и законов;
- «потребители» — Роспотребнадзор занимается всеми вопросами в области оказания услуг: будь это вопросы ЖКХ, медицинского обслуживания, получения кредита или покупки товаров народного потребления;
- «благополучие» — Роспотребнадзор является главным санитарным органом страны. Он контролирует соблюдение многочисленных и разнообразных санитарных норм, организует эпидемиологический контроль: в ресторанах и школах, в местах проживания граждан и в офисах и т. д.
Роспотребнадзор также контролирует эпидемиологическую обстановку в стране в целом, то есть следит за вспышками и распространением инфекций, а также защищает границы государства от проникновения их извне. Введение карантинов, изменения правил досмотра транспортных средств, товаров и людей на границах и в аэропортах, ограничения на пребывание в стране людей из других государств, зараженных различными инфекциями — все это работа экспертов из Роспотребнадзора.
На что можно пожаловаться в Роспотребнадзор?
Эта организация занимается вопросами санитарно-эпидемиологического контроля. Это значит, что в нее можно обратиться по следующим поводам:
- Борьба с курильщиками, например, с курящим на лестничной клетке соседом.
- Нарушение санитарно-гигиенических норм, например, в местах проживания граждан. Сюда входят борьба с шумом, плесенью в зданиях и т. п.
- Нарушение разнообразных СанПиНов (Санитарных правил и норм) и СНиПов (Строительные нормы и правила): от тараканов в ресторане до сквозняка в офисе.
- Эпидемиологический контроль — борьба с блохами, крысами и иными источниками инфекции;
- Контроль за качеством продукции.
Кроме того, так как именно Роспотребнадзор контролирует сферу обслуживания населения, качество любых медицинских услуг, полученных в коммерческих клиниках за деньги, относятся к его компетенции. Организация занимается защитой потребителей, вне зависимости от характера оказанных им услуг.
Минздрав: законы и политика охраны здоровья
Что такое Минздрав?
Министерство здравоохранения разрабатывает политику, стратегию развития отечественного здравоохранения и занимается ее реализацией. По сути, Минздрав устанавливает правила, по которым граждане получают медицинскую помощь в рамках программы обязательного медицинского страхования.
Именно это ведомство создает стандарты оказания медицинской помощи и протоколы ведения больных, устанавливает, сколько тех или иных процедур в среднем должно приходиться на одного пациента в месяц и за год, рассчитывает, как часто люди обращаются к врачам и сколько денег должно получить медицинское учреждение за прием каждого человека. Минздрав решает: сколько и каких врачей не хватает. Статистики ведомства собирают и анализируют данные со всей страны по всем заболеваниям, эффективности их лечения, внедрению новых лекарств, их побочным эффектам и т.д.
У Минздрава есть ведомства, которые находятся у него в подчинении: Росздравнадзор и Федеральное медико-биологическое агентство России. Кроме того, ФОМС — организация, занимающаяся распределением страховых денег за медицинское обслуживание, тоже является подведомственной Минздраву.
На что можно пожаловаться в Минздрав?
До того, как жаловаться в Минздрав, следует попытаться решить проблему на нижних уровнях. В поликлинике и в больнице — есть главврач, а в каждом городе, как и в каждом регионе, есть местный департамент здравоохранения соответствующего уровня. Множество вопросов, связанных с качеством обслуживания в государственных медучреждениях, можно решить через свою страховую компанию.
Обращаться в Минздрав имеет смысл по поводу следующих вопросов:
- Отсутствие доступных лекарств для пациентов с неизлечимыми и тяжелыми заболеваниями: диабет, рак и др., и в том числе вопросы обезболивания.
- Отказ в лечении, которое должно быть предоставлено в рамках федеральной программы.
- Нарушения при оказании медицинских услуг, медицинские ошибки и иные вопросы взаимоотношений между врачом и пациентом в муниципальных (государственных) учреждениях.
- Случаи коррупции и вымогательства денег у пациентов и их родственников и др.
- Столкнувшись с проблемой в области здравоохранения, стоит для начала разобраться: кто ее компетентен решать. После этого необходимо определить ближайшие уровни, на которых может быть принято решение, и обратиться туда.
- Практически все ведомства, работающие с населением, имеют так называемые Общественные приемные, а также Горячие линии. С помощью подобных сервисов можно оставить свое сообщение — оно обязательно будет рассмотрено.
- Следует добавить, что периодически те или иные функции передаются от одного ведомства к другому. Чаще всего это происходит в момент смены руководства. Поэтому, понимая общие принципы распределения полномочий, не стоит удивляться, если окажется, что надо обращаться для решения проблемы в другую организацию.
- Самое важное: свои права, как и свое здоровье , надо уметь защищать. Ликвидируя хаос, ставший причиной проблемы, таким образом человек облегчает жизнь другим пациентам и потребителям, идущим за ним. Помогая себе, мы делаем мир лучше для всех.