Согласно Федеральному закону от 21.11.2011 №323-Ф3 «Об основах охраны здоровья граждан Российской Федерации» пациент или его законный представитель могут выбирать себе врача самостоятельно для получения медицинских услуг. За последние несколько лет выбор врача для пациентов стал особенно волнующим вопросом. Посетить того или иного специалиста рекомендуют друзья, родственники или отзывы в интернете. В числе самых популярных запросов — выбор стоматолога. Но порой бывает так, что, придя на прием с ребёнком, родители получают отказ в лечении от выбранного стоматолога. Насколько правомерен такой отказ, стоит ли жаловаться на врача, и когда отказ считается халатностью — разбирался MedAboutMe.
Когда стоматолог может отказать в лечении ребёнка?
Услышать отказ от стоматолога родители могут еще на этапе «знакомства», то есть на первичной консультации, либо же после лечения. Обычно такой отказ воспринимается родителями негативно, в ход идут угрозы, жалобы вышестоящему начальству и многое другое. Так когда стоматолог может отказать в лечении?
Чаще всего отказ в лечении возникает по причине отсутствия у специалиста времени на лечение маленького пациента. Стоматолог — не робот, он такой же человек, который также устает, ему нужен отдых и отпуск. А работа с детьми особенно сложная и требует постоянного напряжения.
Не менее часто родители слышат отказ в лечении по причине болезни ребёнка. Речь идет не о банальной простуде, а именно о серьезных болезнях и особенностях физического и психического развития. С одной стороны такой отказ может быть связан с недостаточным опытом и реальной оценкой собственных сил. Стоматолог, оценив свои возможности, понимает, что квалифицированно помощь этому ребёнку он не сможет оказать, и советует найти другого врача, или может рекомендовать своего коллегу.
Иногда отказы, вернее, перенаправление от одного специалиста к другому связаны с прицельной квалификацией стоматолога. В стоматологии как одной из отраслей медицины существует большое количество специальностей, где каждый занимается своим делом, лечат болезни по отдельному профилю, хотя обладают общими знаниями по всей тематике. Для примера: ребёнок жалуется на какое-либо заболевание слизистой оболочки полости рта, и стоматолог может поставить диагноз. Но вот его коллега более углубленно занимается болезнями слизистых, и чтобы получить квалифицированное лечение, нужна его консультация.
Иногда стоматологи боятся брать на себя ответственность за возможные осложнения при лечении особенных детей или ребят с серьезными проблемами в здоровье. Но родители не должны отчаиваться — при желании всегда можно найти квалифицированного врача, который поможет ребёнку.
Детская истерика — повод для отказа?
Удивить детской истерикой стоматолога невозможно. Редкий прием проходит без слез и уговоров, конечно, это не правило, но так оно и есть. Стоматологи детской практики — врачи, обладающие особенными качествами, и главное из них — умение найти подход к ребёнку.
Иногда стоматологи оказываются буквально волшебниками — и в их кресле ребёнок сидит как заговоренный, строго выполняя все рекомендации. Кто-то действует строго, кто-то «сюсюкается», врачи такие же разные, как и дети.
Иногда первый прием ребёнка проходит спокойно, найден контакт и лечение проходит без сучка, без задоринки. Но вот следующий и дальнейшие приемы могут сопровождаться детской истерикой. Иногда все происходит с точностью до наоборот — сначала детская истерика, а после нормальное лечение.
Родители должны понимать, что у стоматолога есть свой график приема, на каждого ребёнка выделяется определенный промежуток времени, и за дверью сидит очередь. Уделять целый день одному ребёнку стоматолог не в силах, даже если это частная клиника.
Детская истерика может стать поводом для отказа от лечения, но все индивидуально.
Стоматолог может попросить родителей вывести ребёнка, успокоить его, поговорить, подготовить к приему и вернуться в кабинет через некоторое время. Если же детская истерика не прекращается, отказ может быть основательным: бывает, что стоматолог отказывается от пациента навсегда.
Чтобы не допустить таких ситуаций, родители должны работать с ребёнком. Истерика — это страх малыша, а, следовательно, стресс. Врачи не смогут наладить контакт, если у малыша начинается истерика с порога. На прием должны приходить подготовленные дети. А чтобы знакомство и дружба между стоматологом и малышом завязалась и закрепилась, родители должны соблюдать ряд простых правил:
- не пугать малышей врачами, тем более стоматологами;
- первый прием в кресле должен носить исключительно профилактический и ознакомительный характер;
- перед приемом рекомендовано обыграть с ребёнком прием у врача.
Когда стоматолог не может отказать?
Существует перечень состояний и ситуаций, когда стоматолог не может отказать в лечении пациента или его прервать. Согласно статье 124 УК РФ «Неоказание помощи больному» стоматолог не имеет права отказать в помощи:
- при состояниях, угрожающих жизни. В практике врача стоматолога их немало, как правило, речь идет об острых хирургических патологиях — флегмоны, абсцессы головы, шеи и др.;
- если такая угроза здоровью или жизни уже реализовалась, например, аллергические реакции немедленного типа и многое другое.
Родители должны понимать, что острая зубная боль, стоматиты и прочие болезни полости рта не являются таким случаем и не подпадают под статью Уголовного Кодекса.
Также стоматолог не может «бросить» маленького пациента во время лечения, буквально на середине. Приведем такой пример: после исследования ребёнка было назначено протезирование или постановка брекетов, прошел этап подготовки, зубы подготовлены к последующему лечению, но стоматолог заявляет о своем намерении отказаться от лечения. В таком случае — это повод для судебных разбирательств, но только в случае, если у врача не возникло обоснованных непредвиденных обстоятельств. Как правило, если стоматолог физически не может продолжить лечение, его пациентами занимается другой врач клиники.
Отказ родителей от лечения
Иногда отказ от лечения бывает спровоцирован непосредственно родителями, и причины могут быть разными. Достаточно рассмотреть одну из самых популярных ситуаций. На первичном осмотре стоматолог составляет план лечения ребёнка: показывает родителям кариозные зубы, проблемы с прикусом, говорит о причинах их формирования и последствиях. Также на приеме оговаривается примерная стоимость лечения.
Лечение начинается. В силу анатомо-физиологических особенностей вместо кариеса молочного зуба у ребёнка оказываются диагностированы осложнения — пульпит или периодонтит. Стоматологи ставят в известность родителей, объясняют необходимость более длительного, сложного и дорогого лечения. Родители могут с этим не согласиться и требовать удаления зуба.
Конечное решение о выборе метода лечения остается за родителями, стоматолог может лишь предложить варианты, рассказать о последствиях. Если родители настаивают на своем, врач предлагает подписать отказ от лечения — правовой документ, который снимает всю последующую ответственность за состояние здоровья ребёнка с врача и возлагает ее на плечи родителей.