Про «женскую» логику мы слышим в основном в насмешливом, порой в умилительном контексте — мол, где она там? Ну а мужчинам по факту рождения в мужском теле положен свой, мужской склад ума. Интересно, с чем же это связано и какие отделы мозга отвечают за эту разницу? Ведь если спросить ученых, то окажется, что женской логики в природе не существует.
Погодите радоваться или огорчаться. Мужской там тоже нет. И в целом люди, оказывается, не особенно-то склонны мыслить логично и рационально. Причем доказано это лауреатами Нобелевской премии — экономистом Ричардом Талером и психологом Даниэлем Канеманом. А что же тогда у нас есть?
Логика полушарных отличий
Логика — наука, в которой установлены правила мышления, которые помогают достигать истины, исходя из информации (предпосылок), опирающихся на знания и факты. Считается, что такое мышление — удел мужчин. А женщинам достается «особая» логика, которая базируется как бы не на фактах, а вся построена из эмоций и ассоциаций.
Однако если это правда, и способность мыслить так или иначе связана с полом, то это должно отражаться в нашей биологии. И вот тут вступает в игру теория право- и левополушарного мышления.
Согласно этой теории, способ мышления связан с доминированием одного из полушарий. Если у человека логика правильная и мышление рациональное, то у него в доминантах левое полушарие (и правая половина тела). Если же наоборот, он «правополушарный», то вместо четкого мышления главенствуют интуиция и творчество.
Разумеется, мужчинам в таком случае достается доминанта левого полушария, женщинам — правого.
Вот только это никак не подтверждается наукой. Не может одно полушарие доминировать над другим в процессе мышления. Так что когда вы ломаете голову над проблемами Ландау или раскрашиваете очередную мандалу — активно работают оба полушария.
Мозг и гендер
Долгие столетия ученые считали, что мышление у женщин и мужчин определяется ничем иным, как размерами головного мозга. Чем больше мозг — тем выше способности.
Первое «научное подтверждение» теория получила в XIX веке, когда был изобретен специальный прибор «черепомер». Французскому психологу и антропологу Гюставу Лебону с его помощью удавалось соотносить разницу в размерах черепов у живых людей. Ну а так как у мужчин в среднем голова объёмнее, то и ума там, утверждал ученый, больше.
Другой вариант измерений проводился изнутри: в пустой череп насыпали крупу (а порой и картечь), высыпали и взвешивали. Так проверяли вместимость черепной коробки. В итоге ученые выяснили, что мозг у мужчин в среднем на 140 г тяжелее, чем у женщин, и в этом их умственное превосходство.
Однако такие измерения сантиметром и крупой все же не очень научны. Но у нас есть другие: и они показывают, что гендерные отличия в мозгах действительно присутствуют.
- Так, «мужской» мозг обычно более насыщен нейронными связями внутри полушарий, а у женщин больше межполушарных связей. Что и было доказано с помощью метода диффузионно-тензорной томографии: это исследование способно отслеживать нейронные связи.
- В другой научной работе изучали, как работает мозг у людей 8-21 года. У девочек и девушек оказалось (в сравнении с мужским полом) лучше внимание, вербальная память и память на лица, а также скорость мыслительных процессов. Мальчики и юноши лидировали в пространственной обработке информации и зрительно-моторной координации.
- Кроме этого, мы (также благодаря ученым) знаем, что у женщин в среднем мозг содержит больше белого вещества, а мужской «богаче» серым.
А кто же умнее?
Фактически единственный доступный и распространенный (а также постоянно критикуемый) способ оценить интеллект — это тесты на IQ, коэффициент интеллекта. Они показывают не знания человека, а его способности к логическому рассуждению и решению различных задач.
Тесты на коэффициент интеллекта разные, и чтобы выяснить свой, надо обратиться к специалисту — популярные тесты в интернете не более чем развлечение. Ну и итоги оценивают не абстрактно, а в возрастной группе тестируемого.
В общем, проведение теста на IQ — дело довольно долгое, получасом не отделаться. А еще интеллект бывает разный — и это тоже надо учитывать.
Но даже ученым не удается точно использовать эти тесты: они не вполне помогают достоверно оценивать интеллект, не учитывают отличия людей разных стран, часто их сложно адаптировать.
Один из прекрасных примеров неоднозначности тестов на интеллект — сравнение результата теста на IQ известнейшей гориллы Коко (от 70 до 95 баллов) и боксера Майка Тайсона (78 в школе, 89 во взрослом возрасте).
Хотя кому-то захочется начать ехидно высказываться, однако очевидно, что Тайсон все же значительно умнее обезьяны (а тест на IQ для приматов проводят в урезанном виде с заданиями на логику, например, объединить в группы фрукты, овощи, животных и т. д.).
Однако даже эти тесты не смогли доказать существование отличий между людьми разных рас или разного пола. Все оказались одинаково интеллектуальными (ну или не очень).
А вот недавнее комплексное исследование (National Institute of Mental Health) выявило-таки различия между мозгом мужчин и женщин, и они не только в размерах. Однако оказалось, что они весьма незначительные и не способные объяснить разницу в поведении или в той самой логике.
А следующее исследование обнаружило, что мы не способны по этим маркерам отличить мозг китайской женщины от мозга китайского мужчины: отличия «американских мозгов» на них не распространяются.
Авторы этого исследования изучили сотни крупнейших научных работ последних десятилетий и нашли в них массу ошибок. Ученые считают, что в ранних работах экспертам очень хотелось найти отличия между мужским и женским мозгом, и они находили что-то, что называлось «открытием».
А по факту функциональные различия отсутствуют: у мозга нет пола. То есть, если бы встала такая задача (и была возможность) пересаживать головной мозг, его можно было бы подбирать по тем же параметрам, что другие органы — почки или сердце, то есть по размеру, группе крови, совместимости донора с реципиентом. А не по полу.
Как появляются отличия в головном мозге?
А что же там с нейронными связями и той небольшой разницей? Как выясняется, структура и работа мозга зависит не от пола его носителя, а от его образа жизни. То есть если вы часто попадаете в незнакомые места — мозг будет активно адаптироваться до такой степени, что это будет видно по его структуре.
Например, в одном старом исследовании британские ученые выявили, что у таксистов в Лондоне очень развита задняя часть гиппокампа: он нужен для ориентации и пространственной памяти (исследование проводилось до появления навигаторов). И чем дольше водитель работал в такси, чем больше у него была эта часть мозга.
Это свойство мозга изменяться в зависимости от задач, которые мы ему ставим, называют «нейропластичность». И в целом все отличия, которые находят ученые в поиске разницы между женским и мужским мозгом, связаны с его изменениями в течение жизни. Разные задачи и разная активность вносят свои изменения. Например, та же разница в количестве белого и серого вещества и нейронных связях.
Не только мозг работает над вольно или невольно поставленной задачей, над ней может начать работать весь организм. Например, австралийские ученые доказали, что молодые отцы, которые часто проводят время с новорожденными, не только развивают новые навыки.
У них изменяется гормональный баланс: снижается тестостерон, повышается уровень пролактина и окситоцина, уплотняются ткани гипоталамуса, амигдалы и префронтальной коры, активнее работают центры концентрации внимания — в общем, вовсю «включается» отцовский инстинкт.
Поведение и стереотипы
Но если гендерная разница у мозга почти незаметна ученым, почему способы мышления отличаются? Почему в «гуманитарных» науках больше женщин, а в «технари» идут мужчины? Эксперты говорят, что всему виной — стереотипы. Так, недавно в США ученые использовали машинные алгоритмы, чтобы понять, когда у детей появляются гендерные отличия в поведении.
Ответ — к 11 месяцам. Уже в этом возрасте есть различия в поведении: количестве улыбок, реакций страха, самостоятельности. И эксперты считают, что все дело в том, что мамы неосознанно стимулировали девочек больше общаться, а мальчиков ориентировали на самостоятельное завершение задач. Малыши не в курсе, что мужчины лучше разбираются в технике, а женщины социально более активны — но усваивают это еще в грудничковом возрасте. С другой стороны, если поступать наоборот или вообще относиться к ребёнку как к существу без пола, ему сложнее будет адаптироваться в социуме.
Еще одна проблема называется эффектом стереотипной угрозы: результаты работы человека снижаются, потому что он боится негативного стереотипа о той группе, к которой он принадлежит. Женщины могут хуже водить машину, потому что есть убежденность, что им этого «не дано». В итоге они больше волнуются, снижается концентрация внимания, появляются ошибки.
Есть ряд исследований, в которых женщинам перед началом тестирования напоминали, что их пол хуже справляется с математикой, и в итоге они действительно показывали более низкие результаты. А вот если сказать, что конкретный тип задач женщинам удается хорошо — то и результаты будут лучше.
Кстати, если в смешанной группе мужчин разного происхождения упомянуть, что «азиаты лучше справляются с математикой», результат будет тот же.
Такой эффект влияет на выбор профессии. Ну и стоит вспомнить случаи в школах, когда девочкам на труде или технологии как предмете предлагалось домоводство, а мальчикам — работа с инструментами (а в последние годы программирование). И это тоже вносит изменения в работу мозга.
Стереотипы работают не всегда, и это тоже доказано исследованиями. Часть женщин, напротив, принимает их как вызов и достигает успехов.
А что там с логикой?
А с логикой будем рассуждать логично: мозг у мужчин и женщин не отличается, а значит, нет «мужской» или «женской» логики. Но стереотипы могут мешать людям развивать свои способности — что действительно правда. Кроме того, намного важнее тот факт, что стереотипы влияют на то, как мы воспринимаем друг друга, а также на оценку умственных и физических навыков.
Так что вывод о женской логике как отдельном неправильном типе мыслительной деятельности нелогичен и построен на ошибочных предпосылках. Вот такая формальная логика, у которой, как и у мозга, нет пола.
Но не логикой единой: мы все же отличаемся, причем существенно и не только внешне: читайте об этом в статье «15 забавных фактов о том, что отличает мужчину от женщины».