Дети знакомятся с музыкой даже не с момента рождения, а еще в утробе матери. Спокойная музыка, желательно классическая, способна оказать благотворное развитие на мозг будущего малыша. Многие мамы поют новорожденным колыбельные песни, и это тоже обосновано, поскольку ровные и спокойные звуки способствуют засыпанию младенца. Музыка окружает детей на занятиях в детском саду и музыкальных кружках. Младшие школьники посещают музыкальную школу или занятия с репетитором по гитаре или фортепиано. Далеко не все со временем становятся профессиональными музыкантами, но музыка способна оказывать благотворное воздействие на развитие ребёнка.
Роль музыки в жизни детей
Для самых маленьких детей рекомендуется включать негромкую и мелодичную музыку, преимущественно классику или современные инструментальные композиции. А вот рока и рэпа пока следует избегать, поскольку большое количество ударных инструментов отрицательно воздействует на эмоциональный фон детей. Если ребёнок приучается к слишком громким звукам и ритмам, он становится беспокойным.
Музыка должна быть ритмичной, но при этом не агрессивной. Под ритмичную музыку дети могут потанцевать или сделать утреннюю зарядку. А перед отходом ко сну лучше послушать расслабляющую и спокойную музыку. Некоторые родители сегодня приучают дошкольников к музыкальным сказкам из своего детства. Яркие и запоминающиеся мелодии, голоса первоклассных артистов и интересные сюжеты позитивно влияют на развитие ребёнка. Музыкальные сказки способствуют развитию воображения и творческого мышления.
Хотя некоторые взрослые считают, что классическая музыка сложна для детского восприятия, не обязательно начинать знакомство сразу с произведений Баха или Малера. Многие композиторы писали яркие и запоминающиеся мелодии, которые подходят и для детского и для взрослого восприятия. Например, «Детский альбом» П.И.Чайковского знакомит малышей с музыкальной культурой разных стран, а «Петя и Волк» С.С.Прокофьева дает представление о звучании музыкальных инструментов в игровой форме.
Любовь ребёнка к музыке может перерасти в серьезное увлечение. Благодаря ему он может начать писать собственные сочинения или профессионально играть на музыкальном инструменте. Но даже если он и не станет в будущем профессиональным музыкантом, у него разовьется эстетический вкус и способность отличать качественную музыку от некачественной.
Популярные детские кружки: музыкальная школа
Когда-то музыкальная школа или «музыкалка» считалась одним из обязательных элементов эстетического развития ребёнка. Но далеко не все школьники любили музыкальные занятия. Даже если до школы ребёнок любил наблюдать за игрой на музыкальном инструменте и просил маму или папу разрешить сыграть самому, то музыкальная школа может не оправдать его ожиданий.
Выбор детских кружков был невелик. Часто, приходя на занятия в музыкальную школу, ребёнок разочаровывался от необходимость учить сольфеджио, писать музыкальные диктанты и играть на музыкальном инструменте во время летних каникул. Поэтому желание прилагать усилия к серьезному изучению музыки может исчезнуть.
Ребёнок не всегда может определить свои склонности и таланты сам. Как и другие детские кружки, музыкальная школа выбирается по принципу массовой востребованности или необходимости всестороннего развития. Посещение «музыкалки» по принуждению не способно привить ребёнку любовь к музыке. Поэтому родителям не следует осуждать его, если он решит отказаться от музыкальных занятий.
Сегодня ребёнок может выбрать детские кружки, где нет обязательного изучения сольфеджио или посещения занятий хорового пения. В соответствии со своими склонностями, он может записаться в вокальную студию, ансамбль народных инструментов и даже в «школу рока». Как и любые другие занятия, музыка не терпит принуждения и строгой обязательности. Занятия будут продуктивными только тогда, когда сам ребёнок испытывает удовольствие от них.
Как музыка влияет на развитие ребёнка?
Не каждый ребёнок обязательно должен стать прославленным пианистом, скрипачом или виолончелистом. Музыка — один из важнейших элементов детского развития, делающий жизнь ребёнка более разнообразной. Благотворное воздействие музыки на личность ребёнка заключается в следующем:
- музыка способствует развитию эстетического вкуса;
- музыка прививает отзывчивость и развивает эмпатию;
- музыка способствует физической активности. Делать утреннюю зарядку или выполнять физические упражнения под музыку гораздо веселее;
- пение укрепляет дыхательную систему, а игра на музыкальном инструменте способствует развитию мелкой моторики;
- музыкальные занятия дисциплинируют ребёнка и развивают способность к логическому мышлению.
Не следует полагать, что ребёнок обязательно станет тонко чувствующим, чутким и отзывчивым при помощи музыкальных занятий. В музыкальной школе ему может быть скучно. Со временем у ученика даже может появиться неприязнь к музыке. Но если любовь к музыке не исчезает, то возможно следует найти подходящий формат занятий, который поможет ему раскрыть свой талант.
К сожалению, не все педагоги в музыкальных школах сами искренне любят свой предмет. Поэтому они не всегда способны привить этот интерес своим ученикам. Если педагог и ученик не устраивают друг друга, то ребёнок может сменить учителя музыки или заниматься с частным репетитором.
Занятия в музыкальной школе оказывают положительное воздействие на личность ребёнка, развивая память и приучая к дисциплине и самоорганизации. Но способности к музыке могут и не развиться по многим причинам — отсутствие взаимопонимания с педагогом, достаточной мотивации или слишком авторитарная атмосфера в школе. Ему может быть просто скучно, особенно если он предпочитает рок или рэп, а музыкальная школа предлагает только классику.
Не следует принуждать ребёнка к музыкальному образованию. Каждый родитель мечтает о всестороннем развитии своего ребёнка. Но при этом не следует забывать и о его желаниях и склонностях. А они могут быть самые разные — спорт, робототехника или иностранные языки. Успешное и гармоничное развитие ребёнка возможно только тогда, когда занятия нравятся ему самому.