Теплый сезон заканчивается, а лихачи на самокатах и других средствах индивидуальной мобильности (СИМ) продолжают рассекать с ветерком по паркам, бульварам и проезжей части. Пополняя при этом чуть ли не каждый день статистику травм, причем не только от собственных падений, но и от наездов на ни в чем не повинных пешеходов. О проблемах «самокатного» травматизма читайте в статье MedAboutMe.
Самокаты и другие опасные штуки
Любит человечество прокатиться с ветерком, всегда любило. Сначала было круто проскакать по полям верхом. Потом — прокатиться в элегантном экипаже, запряженном четверкой холеных лошадей, или на птице-тройке крепких рысаков. Потом появились автомобили, потом велосипеды: не так быстро, но и не так дорого. И ничего не тарахтит и не пыхает вонючими выхлопными газами. Но все-таки и к велосипеду приделали двигатель, чтобы достигнуть скорости, чтобы опять — с ветерком. Тем временем респектабельные господа все-таки предпочитали надежный и комфортабельный автомобиль. Но тоже — с ветерком, а как же.
И вот пришло время, когда автомобиль — это классно и удобно, но вот только в большом городе, пока доберешься из точки А в точку Б, настоишься по посинения и озверения в пробках. А по прибытию в точку Б окажется, что оставить свое удобное и красивое авто и негде: все парковки забиты.
И вот тут и появляются так называемые «средства индивидуальной мобильности». Относительно легкие, юркие, относительно недорогие, позволяющие попасть из точки А в точку Б в объезд пробок, и, опять-таки, с ветерком. И, что приятно, для езды на таких СИМ не нужно ни водительских удостоверений, ни достижения определенного возраста, ни даже соблюдения дотошно расписанных правил. Катись себе, посвистывая, где хочешь, и радуйся жизни. Тем более, что даже собственный самокат покупать не нужно: в любом городе полно прокатных СИМ. Скачал приложение, привязал карту — и вперед.
К травмам.
Потому что с того момента, как всевозможные самокаты, гироскутеры, сигвеи и моноколеса вошли в моду, у травматологов-ортопедов, у нейрохирургов и челюстно-лицевых хирургов работа не заканчивается. Сегодня речь идет о том, чтобы выделить в травматологии отдельное направление — травмы от средств индивидуальной мобильности, «СИМ-травмы».
И это не российская проблема, а всемирная: врачи многих стран бьют тревогу. За последние 2-3 года в авторитетных научных изданиях было опубликовано множество работ и исследований, посвященных проблеме СИМ-травматизма.
Источник проблем и статистика
Разработанные в мире правила дорожного движения (ПДД) в большинстве своем не учитывали таких средств передвижения, которые появились в огромном количестве в последние годы. Электросамокаты, гироскутеры и моноколеса с точки зрения ПДД транспортными средствами не являются, поэтому на них правила, регулирующие движение автомашин и мотоциклов вроде как и не распространяются. Самокатчики и «моноколесники» относятся к пешеходам. То есть, они могут раскатывать по пешеходным дорожкам и паркам, а как нечто родственное велосипеду — и по краю проезжих дорог.
Вот только скорость передвижения у этих устройств совсем не как у пешеходов: отдельные СИМ могут развивать скорость до 80 км/ч, что немало даже для автомобиля. Хотя и 20 км/ч — вполне достаточно, чтобы убиться самому, или совершить смертельный наезд на пешехода.
Что, в принципе, подтверждается статистикой.
За 2021 год по данным МВД количество несчастных случаев, связанных с ездой на самокатах, увеличилось в России в 1,5 раза, причем самокаты стали причиной гибели 20 человек, а пострадало более 700 человек. За январь-май 2022 года количество ДТП с участием СИМ увеличилось еще на 35%, если сравнивать с аналогичным периодом 2021 года. Причем жертвами могут стать люди любого возраста и пола: сбитая самокатчиком старушка или сам ездок, не справившийся с управлением своего двухколесного «коня».
О росте травматизма, связанного с СИМ, сообщают американские и европейские ученые. Например, в статье испанских исследователей, опубликованной в 2021 году, травмы, связанные с электро-микротранспортом, рассматриваются как новая эпидемия в ортопедии.
А врачи из Великобритании сообщают о повышенном риске получения травм детьми и подростками. Авторы описывают 10 случаев подобных травм. Все пациенты были в возрасте от 13 до 17 лет, все получили травмы при падении с электросамокатов, все самокаты были собственными. Ни на одном из подростков не было шлема, и все они были мальчиками. Летальных случаев не было, но пятерым потребовалась операция.
По данным германских врачей за 2019 год, средний возраст пострадавших от езды на самокатах составляет 30-35 лет, хотя в статистику попали пациенты от 5 до 81 года. Большинство — мужчины, чаще всего травмы были получены с полудня до полуночи, в выходные дни. Основными причинами травм были:
- невнимательность и потеря контроля;
- вождение одной рукой;
- лихачество вроде прыжков с бордюра;
- слишком высокая скорость;
- езда в нетрезвом виде (в 20% случаев).
Большую часть повреждений составляли травмы конечностей, переломы рук встречались чаще переломов ног.
В целом все врачи призывают правительства стран урегулировать каким-либо образом этот вопрос, пока не понадобилось строить для жертв СИМ отдельные травматологические центры.
Электроскутеры во всем мире завоевывают популярность как недорогое средство передвижения по городу. При этом правила эксплуатации этих средств все еще не разработаны, что становится проблемой и причиной роста травматизма. Особенной опасности подвергаются дети. Причем как те, которые сами ездят на скутерах, иногда вместе с родителями или старшими подростками, так и те, на которых может быть совершен по неосторожности наезд при движении скутера по пешеходной дорожке. Исходя из полученных нами данных, мы можем сделать вывод о том, что использование электросамокатов детьми должно быть ограничено.
Езда без правил
До последнего времени во многих странах использование микро-транспорта регулировалось весьма слабо, включая характеристики самокатов, возраст тех, кто может на них ехать и т. д. То есть, любой ребенок мог встать на мощное, довольно тяжелое устройство, и разгоняться на нем до предельной скорости прямо в парке или на пешеходной дорожке. Но постепенно порядок все-таки стали наводить.
Например, в Таджикистане скорость самокатов ограничена до 15 км/ч, в Грузии — до 45 км/ч, в большинстве стран Европы — до 20-25 км/ч. В некоторых странах ограничены места, где можно катиться на самокате. Строже всего в Италии: желающим раскатывать на СИМ придется получать водительское удостоверение особой категории. А в Казахстане на самокаты распространяются ПДД, то есть водить это транспортное средство можно только с 16 лет, и ездить только по велодорожкам.
В России в октябре 2022 года постановлением № 1769 были утверждены изменения ПДД, и использование СИМ теперь регламентировано. В соответствии с новыми правилами, скорость движения на самокате должна быть ограничена 25 км/ч, вес устройства не должен превышать 35 кг, и передвигаться на них можно будет не везде. Пешеходы получают приоритет при совместном движении по дорожкам. А по краю проезжей дороги смогут передвигаться на электро-микротранспорте только лица, достигшие 14 лет. И только на самокатах с тормозной системой и фарами красного и белого цвета. Осталось только добиться, чтобы эти правила выполнялись.
Но и это не решит проблему окончательно, по мнению экспертов, так как многие вопросы остаются без ответов. Например, езда на самокате вдвоем (в том числе и те опасные случаи, когда взрослый едет с ребенком), езда по проезжей части при отсутствии прочных знаний ПДД и т. д.
Самые частые травмы
«Самокатчики» могут пострадать как сами, так и нанести травмы различной тяжести пешеходам, которые не успеют увернуться. При этом повреждения будут разные.
По словам Игоря Беленького, руководителя отдела травматологии и ортопедии НИИ скорой помощи им. И. И. Джанелидзе, среди травм, чаще прочих регистрируемых в результате падения с самоката, переломы конечностей лидируют. Это переломы ключиц и плеча, раздробление локтевого сустава и коленной чашечки. Часто встречаются также различные травмы головы — черепно-мозговые, иногда сочетающиеся с переломами костей черепа, переломы челюсти, повреждение мягких тканей.
Китайские ученые создали виртуальную модель на основе множества видеороликов с падениями с самокатов и гироскутеров, и выяснили, что вероятность получения переломов костей черепа при падении составляет около 50%, и причина этого в том, что водители СИМ в момент падения обычно не предпринимают ничего, чтобы защитить голову от ударов, даже не прикрывают ее руками.
Еще чаще случаются вывихи, растяжения и разрывы связок.
Нейрохирург из Ярославской областной детской больницы Дмитрий Шелкошвеев в интервью местному информационному изданию отмечает, что самокаты стали причиной роста детского травматизма. Дети страдают от того, что попадаются под колеса самокатчиков, ведь они не могут так быстро ориентироваться в критической ситуации. Но нередко травмы случаются и по вине родителей. Например, если по недосмотру ребенок на самокате развивает слишком большую скорость и не справляется с управлением. Огромному риску подвергаются дети, которые едут вместе с самоуверенными родителями на большой скорости, особенно по проезжей части.
Врачи отмечают также, что большинство травм случается в теплое время года, когда люди катаются на самокатах в легкой одежде, то есть тело никак не защищено. Шлемы, налокотники и наколенники не использует практически никто из тех, кто едет, не говоря уже о пешеходах, которые могут стать жертвой наезда.
При этом даже соблюдение скорости в пределах введенных ограничений не обезопасит от получения травм: падение или столкновение на скорости более 20 км/ч обеспечивает вероятность серьезной высокоэнергичной травмы. Даже если кости остаются целы, может быть получено обширное и очень болезненное повреждение кожи и мягких тканей: ссадины, рваные раны.
Травматологи отмечают высокую вероятность перелома позвоночника, костей бедра и таза, особенно при столкновении самоката с пешеходом. При этом особенно страдают люди старшего возраста, у которых чаще встречается остеопороз и кости легче ломаются: получение подобной травмы может обернуться для них потерей подвижности.
Вот так «несерьезное» транспортное средство может стать причиной очень серьезных неприятностей, или даже гибели. Поэтому считаем необходимым напомнить всем любителям СИМ несколько правил.
- Не следует разгоняться более чем до 20 км, даже если ваш самокат способен на большее.
- В людных местах спешивайтесь и идите пешком.
- Не ездите по большим автомагистралям. Ограничение вашей скорости не более 25 км/ч делает вас более уязвимыми, так как наиболее безопасной является скорость общего потока, а она, как правило, выше. Водитель автомобиля при этом более защищен в случае ДТП, чем вы.
- Не разрешайте детям кататься на электросамокатах без присмотра взрослых и без обязательного использования защитного снаряжения.
- Используйте велодорожки везде, где это возможно.
- Избегайте резких смен направления движения, как на дороге, так и на пешеходной дорожке. Особенно при движении со скоростью более 15 км/ч.
- Не используйте во время движения наушников, будьте предельно внимательны ко всему, что происходит вокруг, держите руки на тормозе.
- Помните, что пешеходы имеют преимущество: уступайте им дорогу всегда.
- Переходить проезжую часть необходимо спешившись. Всегда, без исключений.
- Оставляя арендованный самокат после использования, убедитесь, что он не мешает движению пешеходов или транспорта.
- Научитесь правильно падать.
- Не пренебрегайте защитным снаряжением: шлем, наколенники и налокотники могут уберечь от болезненных и опасных травм. Это подтверждено многими исследованиями.
А вообще — велосипед намного безопаснее и полезнее, о чем можно прочитать в статье «Крутите педали: 10 научных фактов о пользе велосипеда».