Не захвалить: как правильно хвалить ребенка и надо ли это делать?

Надо ли хвалить детей? Чаще всего те, кто задумывается об этом, принимают крайние позиции — хвалить нужно, чтобы человек вырос уверенным в себе, или хвалить нельзя — ребёнок будет расти избалованным, немотивированным и некритичным к себе. Ученые при этом поддерживают теорию, что «доброе слово и кошке приятно». Вот только дело в том, зачем и как мы хвалим детей. MedAboutMe разбирается, что же говорить, чтобы действительно добиться желаемой цели.

Как летом избежать солнечных ожогов?

Солнечные ожоги – извечная летняя проблема. Можно ли избежать сожженных плеч и получить при этом красивый и ровный загар?

Экспертное мнение: что выявили исследования

Экспертное мнение: что выявили исследования

В науке есть даже целое направление — исследование похвалы. Эксперты изучают, как она влияет не только на детей, но и на взрослых, как помогает в борьбе с депрессией или в ситуации, когда деловые переговоры заходят в тупик.

Факт!

Когда нас хвалят, изменяется нейронная активация в различных областях мозга: по данным исследования (Development and Psychopathology), реагируют целых пять областей. Кроме того, похвала способна ослабить симптомы тревоги и депрессии у подростков при наличии расстройств и защитить от возникновения будущих. Так что родительская похвала — особенно материнская — действительно важна!

Но Стивен Гросс, психоаналитик и один из крупнейших исследователей в этой области, выявил удивительный эффект: если хвалить ребёнка, это может снизить его уверенность в себе. Еще в 70-х годах прошлого века он, работая в школе, помогал детям из отстающих групп добиваться академических успехов, заверяя их, что причина отставания в недостатке старания, а не ума. Его девиз «Не говорите ребёнку, что он умный» действительно работает. 

Как это происходит?

В конце ХХ века психологи Кэролл Двэк и Клаудия Мюллер провели исследование с участием детей 10-11 лет. Они рассматривали возникновение связи между похвалой разных видов и силой мотивации.

  • Первый этап был таков: дети решали несколько достаточно сложных задачек, а затем первую группу хвалили словами «Ты такой умный», а вторую «Ты отлично постарался».
  • Второй этап был связан с новыми задачами. И оказалось, что дети из первой группы справились уже хуже, чем из второй. Почему так?

Признание детей умным вызвало вначале у них удовольствие, а затем повысило уровень напряжения и тревоги — вдруг после второго этапа они окажутся недостойными высокого статуса? Они ощущали повышенный уровень ответственности, что сказывалось на внимании и сосредоточенности.

Дети из второй группы не рисковали самооценкой — ведь в отличие от интеллекта и ума, количество приложенных стараний зависит от нас самих. Если бы решить задачи не удалось, для них это означало бы не потерю звания умного ребёнка, а недостаток старательности — что можно легко исправить. Помимо этого у детей этой группы было больше попыток найти новые способы решения.

То есть все действительно зависит от того, как именно хвалить ребёнка. Похвалой можно и помочь, и навредить. А зачем мы вообще хвалим детей? Это — отдельный вопрос.

Факт!

Правильно надо не только хвалить, но и ругать: о том, как это делать, рассказывает психолог MedAbouMe.

Зачем мы хвалим детей?

Зачем мы хвалим детей?

На первый взгляд причина, по которой мы хвалим детей, вполне понятна — мы восхищаемся их достижениями, даже если это непонятные каракули. Кроме того, «так принято», и ребёнок сам приходит и «напрашивается» на оценку результатов своих усилий. Но это не все причины, мы можем высказывать одобрение также потому, что:

  • Положительная оценка ребёнка со стороны родителя оценивает также и его самого — какой молодец, вырастил замечательного и талантливого малыша! В такой ситуации мы вознаграждаем себя на вложенные в ребёнка старания, а значит, похвала нужна не ребёнку, а взрослому.
  • Одобрение и похвала могут быть направлены на то, чтобы ребёнок продолжал делать так, как нам надо. Это закрепляет поведение, нужное взрослому — чтобы малыш спокойно рисовал, сам ел, легко просыпался. Как правило, в таком случае звучат фразы «Какой ты молодец». Развитию это не помогает, но рефлексы у детей закрепляет.
  • Порой похвала звучит и потому, что от собственных родителей мы слышали в основном не слова поддержки, а критику или ощущали отсутствие внимания.

Как правильно хвалить ребёнка?

Как правильно хвалить ребёнка?

Позитивное подкрепление детям (как и взрослым) весьма необходимо — при помощи такой обратной связи выстраивается или укрепляется самооценка.

Факт!

В дошкольном и младшем школьном возрасте здоровой нормой считается завышенная самооценка, так что не стоит задумываться, не переоценивает ли ребёнок свои способности.

Чтобы хвалить эффективно, надо делать это осознанно и правильно. И вот как:

  • Отслеживать, за что именно вы хвалите.

Если, как в том эксперименте, говорить «Как хорошо ты сделал, какой ты умный», это — вознаграждение за старание, повод «расслабиться» и не стараться больше, а также роста тревожности у склонных к ней детей. Ведь если в следующий раз не получится, значит, ребёнок «не умный».

А вот слова в той же ситуации «Как хорошо ты это сделал, ты серьезно потрудился» оценивает волю и старания ребёнка, повышая уровень упорства, а неудачи окажутся на оценкой интеллектуальных качеств, а недостаточным старанием. И это можно исправить, если потрудиться еще.

  • Выбирать те варианты поощрения, которые поддерживают цели

Например, если мы тренируемся усиленно для того, чтобы потом без мысли о цифрах на весах съесть пиццу и мороженое — то вес будет расти. Так что поощрение должно подкреплять цель, а не противоречить ей.

Неправильный вариант: «Если ты сделаешь домашнюю работу за час, я дам поиграть на планшете».

Правильный вариант: «Если ты будешь ходить в бассейн три месяца без пропусков, мы купим тебе те самые очки для плавания с плейером».

  • Оценивать процесс, а не результат

Например, если ребёнок показывает рисунок, говорить фразы «Какая красота» довольно бессмысленно. Вместо этого покажите, что вам интересно, почему домик синий, а динозавр в шлеме. Задавайте вопросы, показывайте, что деятельность ребёнка вам интересна, что он сам — интересный человек. Это укрепляет самооценку, повышает значимость личности.

То же самое и с отметками в школе: не фокусируйтесь на достижениях, даже если они отличные или ужасные, спрашивайте, что было интересно ребёнку, что непонятно.

  • Давать ребёнку возможность самому оценить свои результаты

Нет ничего проще, чем каждый раз восклицать «Молодец». И это очень легко приводит к зависимости от похвалы. Ребёнок в итоге ориентируется не на свои интересы и цели, а на то, что взрослый считает хорошим и правильным.

Так теряется уверенность в себе, смысл деятельности, которую не оценят. Дети поступают так, чтобы взрослые были довольны — и начинается обесценивание собственных эмоций и желаний.

Вместо этого используйте похвалу не всегда, когда ребёнок просит оценки результатов, а когда понятно, что этот результат потребовал усилий. В остальных случаях можно спрашивать «Как ты сам думаешь? Что тебе особенно удалось, что нравится, что можно бы сделать лучше и как именно?».

Похвала — только часть воспитания. Можно ли растить ребёнка без наказаний и как это делать, мы рассказываем в этой статье.

Читайте также

Чем занимается психолог: мифы о профессии
Чем занимается психолог: заблуждения и реальность?
Почему не стоит бояться психотерапии?
Мифы о психотерапии и лечении депрессии и других психических расстройств.
Нет, я маленький: почему дети порой ведут себя как младенцы и что с этим делать
Регрессия в поведении: почему вдруг ребенок меняется и как будто забывает, что уже умел?
Псевдопсихологи: как не попасться в ловушку шарлатана
В чем отличие настоящего психолога-профессионала от доморощенного «гуру»: MedAboutMe объясняет разницу
Как общество воспринимает людей с расстройствами психики?
Стереотипы о расстройствах психики и методиках психотерапии.
Гид по детской обуви: как ее правильно выбирать?
Выбираем первые туфли и ботиночки: как не навредить малышу?
Опубликовано 17.06.2021 17:18, обновлено 06.07.2022 00:28
Рейтинг статьи:
5,0

Использованные источники

Young children's neural processing of their mother's voice: An fMRI study / Liu P, Cole PM, Gilmore RO, et al. // Neuropsychologia 2019
Parents still matter! Parental warmth predicts adolescent brain function and anxiety and depressive symptoms 2 years later. / Butterfield RD, Silk JS, Lee KH, et al. // Dev Psychopathol. 2021
Neural responses to maternal criticism in healthy youth / Lee KH, Siegle GJ, Dahl RE, et al. // Soc Cogn Affect Neurosci. 2015
Использованы фотоматериалы Shutterstock

Читайте далее

Профилактика дачных травм

Как избежать травм на даче: советы дачникам. Самые частые травмы.

Здоровье дачника: что взять с собой на дачу

Многие жители городов на летний период переезжают на свои дачные участки. Несмотря на то, что дачники в основном это люди со стажем, немногие из них предусматривают сразу все необходимые вещи, которые могут понадобиться даже на первое время.

Малыш едет на дачу

Очень многие современные родители стараются почаще вывозить городских детей отдохнуть на даче. Это не только приятно, но и полезно для малыша.

11 продуктов против солнечных ожогов

На любой кухне наверняка найдется хотя бы один продукт, который способен успокоить боль, жжение и избавить от прочих неприятностей после затянувшегося свидания с солнцем.

Как летом избежать солнечных ожогов?

Солнечные ожоги – извечная летняя проблема. Можно ли избежать сожженных плеч и получить при этом красивый и ровный загар?

10 первых признаков рака шейки матки

Пройдите простой онлайн-тест на выявление рисков рака шейки матки