Многие родители жалуются — ребёнок не любит детский сад, плачет по утрам при расставании, часто болеет. Посещение детского садика для самого крохи и родителей становится тяжким испытанием. Существуют ли реально «несадовские» малыши или это ошибки в воспитании, неправильная подготовка крохи, проблемы адаптации?
Кому сложнее? Особенности малышей
Проще адаптироваться в новом коллективе и привыкнуть к расписанию и коллективу детям холерического или сангвинического темперамента. Они открыты и общительны, проще сходятся с малышами в группе яслей или садика. Дети-меланхолики и флегматики труднее общаются, им гораздо интереснее одиночество с тишиной и спокойствием. Вмешательство в личное пространство малыши воспринимают болезненно. Такой ребёнок не любит сад, посещение данного заведения приводит к разлуке с мамой, смене привычной обстановки. К подобным обстоятельствам малыши привыкают трудно, для них посещение садика — сильный стресс.
Помимо этого, чаще к несадиковым детям относят:
- первенцев, родившихся у мамочек в зрелом возрасте;
- детей болезненных, рожденных ранее срока, имевших проблемы со здоровьем;
- эмоциональных, ранимых и впечатлительных детей, остро реагирующих на обстановку.
Почему формируется такая реакция на детский сад?
Во многом это зависит от отношения к таким малышам самих родителей. В отношении них мамы и папы проявляю гиперопеку, переживая о каждом шаге ребёнка. Дети отлично «считывают эмоции», и ощущают переживания родных. Как результат, детский сад видится малышу как нечто опасное и угрожающее их привычной жизни. Поэтому формируются сложности в адаптации, дети капризничают по утрам и устраивают истерики, не отпускают маму и демонстрируют протестное поведение с воспитателями. Если родители изначально настраивают кроху на то, что садик — это новый этап их жизни, все проходит более благополучно. Если малышу объясняют, что в детском саду его никто не обидит, у него будут друзья и много новых игр, он легче адаптируется.
Важно создать условия для постепенного и плавного привыкания к новым обстоятельствам. Если родители сразу же оставляют ребёнка на весь день в саду, для него это психологический стресс. Малыш привык к домашней обстановке и режиму, в условиях садика все по-другому, нет личного пространства и все нужно делать коллективно. Поэтому важно, чтобы начало посещения сада было непродолжительным, чтобы познакомиться с новыми условиями и обстоятельствами, привыкнуть к ним. По мере того, как ребёнок привыкает к детям и воспитателю, новому месту, длительность пребывания в детском саду увеличивается, а затем малыш остается уже на полный день.
Ребёнок не хочет идти в сад
Бывает ситуация, когда спустя пару дней нормального посещения, ребёнок уже не хочет идти в детский сад. Это связано со многими факторами:
- осознанием того, что это будет регулярное действие,
- нежеланием подчиняться общим для всех правилам,
- антипатией к воспитателям или детям,
- дискомфортом физического плана (не нравится еда, горшок, кроватка).
Резкое изменение в настроении ребёнка нередко связано с отрицательными эмоциями и впечатлениями. Такое бывает, если ребёнка обидели другие дети, он чувствовал себя одиноко, испытывал страх или боль. Нередко причинами может стать внутренний конфликт ребёнка, если система воспитания в детском саду резко противоречит таковой дома. Зачастую, дома дети заласканы и им все позволено, а в саду существует система запретов и наказаний за проступки. Тогда малейшая критика в их адрес вызывает слезы и негатив. Ребёнку нужно время, чтобы перестроиться, и порой адаптация идет не очень гладко. Если же родители не взаимодействуют с воспитателями, не готовят ребёнка к посещению сада заранее, не дают ему время привыкнуть, оставляя сразу на целый день — это и дает в итоге несадиковых детей.
Почему дети начинают болеть?
Более частые простуды в первое время посещения детского сада — это вполне нормальное явление, и оно совсем не означает, что малыш станет несадиковым. В домашних условиях дети живут в привычной им среде, где микробы им уже знакомы, их иммунная система к ним уже адаптировалась. В условиях садика появляются новые микроорганизмы, к которым детям нужно адаптироваться. Они знакомятся с новыми вирусами и микробами, иммунитет тренируется.
Кроме того, посещение детского сада, смена привычного режима и обстановки, новые эмоции — это всегда стресс, пусть даже и положительный. Механизмы стресса тесно завязаны с работой иммунитета, и несколько снижают иммунную защиту в первое время. По мере адаптации дети болеют реже, иммунитет формирует вполне адекватные реакции. Однако родители зачастую паникуют уже при первой-второй простуде, считая, что теперь ребёнок будет постоянно болеть, и необоснованно снимают его с посещения сада.
Что норма и патология: памятка родителям
Замечено, чем младше кроха, тем больше времени ему нужно на адаптацию к новым условиям. Это абсолютно справедливо и в отношении детского садика. В среднем, на адаптацию уходит примерно 3-4 недели. На протяжении этого временного промежутка карапуз может реагировать на посещение сада различным образом:
- Отказываться от посещения сада;
- Плакать при расставании;
- Плохо кушать в саду;
- Отказываться от игр и общения со сверстниками;
- Требовать к себе внимания, проситься на руки;
- Устраивать истерики и скандалы.
Это вполне допустимое поведение. Ведь условия для малыша абсолютно новые и он не знает «правил игры». Если и после этого времени ребёнок не хочет идти в сад и плачет, может идти речь о патологической адаптации или неготовности к саду. Так бывает, и иногда стоит пообщаться с психологом, чтобы выяснить, в чем проблема. Если малыша никто не обижает, и нет никаких проблем в самой группе, возможно, ему просто еще рано в садик. В таком случае родителям стоит подождать примерно полгода-год и активно готовить кроху к посещению садика в будущем, тогда повторное знакомство с ним пройдет успешнее, а родители смогут вздохнуть спокойнее.