Почему люди выбирают одни продукты и совершенно игнорируют другие? Любая еда обладает вкусом, о котором она «рассказывает» что-то конкретное, передавая информацию в мозг.
Что именно аналитический центр любого человека «думает» о еде и почему выбирает конкретные продукты, знает особая наука «нейрогастрономия». Чего можно добиться с ее помощью и как управлять воспитанием вкуса и развитием эмоционального интеллекта, разбираемся на MedAboutMe.
«Игрушка» для шеф-повара
Самые преданные поклонники чудо-науки нейрогастрономии — «шефы» ресторанов. С помощью новинки они с удовольствием управляют вкусовыми предпочтениями посетителей. Например, повар-«алхимик» из Великобритании Хестон Блюменталь самостоятельно изучал все премудрости приготовления блюд и потратил много времени на осмысление химических и физических процессов, происходящих во время готовки. В своем ресторане “Fat Duck” повар-самоучка создает необычные блюда, совмещая кулинарную классику и новые технологии.
В результате его ресторан стабильно «ловит» звезды Мишлена, а посетители записываются в очередь. Их в ресторане Блюменталя уже три.
Чем же так удивляют посетителей ресторана шедевры повара-самоучки? Комплексным воздействием на органы чувств людей.
Я действительно думаю, что моя еда вызывает положительные эмоции. Запахи в ресторане, форма, цвет посуды и столовых приборов, текстура ткани для скатерти, музыка, сопровождающая трапезу — все это участники эмоционального процесса во время еды.
Я долго изучал все, связанное с приготовлением пищи и ее употреблением. Не думайте, что готовлю свои блюда из каких-то особенных продуктов. Нет, дело в приемах, которые я использую. Эффект достигается контрастом формы и содержания.
В “Fat Duck” мы устраиваем целое шоу из подачи блюда.
Вот, например, популярные «Звуки моря». В чем его особенность? В спецэффектах: звуки моря, съедобный песок и морские камешки, крики чаек, необычная форма блюда. Клиент практически оказывается в другой реальности. Блюдо подается в комплекте с iPod и морской раковиной.
Меня вдохновляет все, что связано с едой. Сейчас, когда я вижу, какие эмоции испытывают люди, у меня больше энергии, больше творчества, больше драйва, чем когда-либо прежде.
Нейрогастрономия — игры разума
Наш организм — великий аналитик. Он самостоятельно анализирует все, с чем ему приходится сталкиваться и запоминает информацию соответственно впечатлениям, произведенным на него. Вкус еды, запахи, звуки, внешний вид — все проходит тщательную проверку, а мозг выносит вердикт. «Внимательностью» человеческого организма и формированием его реакции на пищу заинтересовались ученые. Так появилось модное направление в науке — нейрогастрономия.
Настоящий идеолог нового бренда — профессор из Оксфорда Чарльз Спенс.
Он исследует:
- процесс обработки информации, которую получает организм посредством органов чувств;
- способы управления этим процессом извне.
В своей книге о мультисенсорной науке еды, профессор Спенс называет нейрогастрономию «сканированием» людей с целью выявления тех участков мозга, которые реагируют вдыхание ароматов пищи, вкусовые качества еды и мысли о ней.
Как вы думаете, почему вкус еды и напитков во время отпуска у моря был для вас совершенно иным, чем дома?
Все просто. «Там» была другая атмосфера, запахи и звуки. На вкус вина, например, может повлиять даже цвет этикетки на бутылке. Важно настроить восприятие человека.
Мы провели множество опытов и убедились в том, что когда человек вдыхает запах еды или вина, это приносит ему удовольствия больше, чем собственно процесс жевания и глотания.
Или вот еще звуки. Однажды мы предложили добровольцам совместить прослушивание симфонической музыки и пение знаменитого тенора в процессе еды. Что бы вы думали? Восприятие пищи улучшилось.
Цвет также немаловажен. Вино, выпитое добровольцами в комнате, где освещение было красноватого оттенка, ощущалось на вкус слаще, чем в комнате, где свет был белым.
Я надеюсь, что наши исследования помогут в будущем людям управлять своими предпочтениями в еде.
Чарльз Спенс утверждает, что вкус возникает не во рту, а в мозге. Значит, формированием вкуса можно управлять и развивать эмоциональный и вкусовой интеллект у детей с раннего возраста.
Есть или не есть?
Удивительная штука — мозг человека. Он сам «придумывает» запахи и вкусы, определяет, какой цвет ему нравится, а какой нет, что из предложенного вкусно, а что невозможно даже поднести ко рту.
Всем мамочкам знакомы детские капризы по поводу еды. Почему ребёнок в одном случае уплетает за обе щеки неприглядную на вид кашку, а в другом «истерит» при виде изумительного (на мамин вкус!) детского пюре? Очевидно, что здесь играют свою роль впечатления и образы, созданные у малыша и влияющие на его восприятие пищи.
Нейрогастрономия пытается доказать, что восприятие вкуса можно воспитать у ребёнка, если всерьез заняться формированием процесса управления.
Израильские ученые провели такой эксперимент. Предложили добровольцам вдыхать некоторое время аромат корицы. Затем — съесть кусочек яблока. Позже опрос участников подтвердил: люди не сомневались в том, что яблоко было посыпано корицей.
Мозг человека «сканирует» цвет, запах, вкус, текстуру и температуру еды. Только после этого он принимает решение, стоит ли внимания предложенное блюдо. А еще умница-мозг учитывает уже имеющийся опыт и привычки в питании. Следовательно, вкусом можно управлять, равно как можно попытаться его воспитать у детей.
Хотите регулировать количество сахара для ребёнка? Тогда знайте: научно доказано, что красноватый свет и круглая тарелка белого цвета по ощущения «повышают сладость», хотя в действительности это, конечно, не так.
Хрустящие звуки убеждают в свежести продукта.
Музыка способна успокоить самого капризного ребёнка и восприятие пищи проходит интенсивнее.
Чарльз Спенс — психолог. Его исследования объединяют пищевые технологии и нейронауку. Задачи профессора более чем амбициозны — помочь людям перейти на здоровую еду под влияние музыки, света, запахов.
Пока еще исследования ученого из Оксфорда многими воспринимаются как шутка. Однако прогресс не стоит на месте. Нейрогастрономия активно внедряется в область продвинутых технологий. В запасе у нее уже есть вилка, которая создает иллюзию соленой еды. Возможно, в будущем, исследователи смогут сделать так, что блюда без сахара будут «сладкими», а брокколи превратится в шоколад.