Сегодня врачи оценивают частоту встречаемости людей с расстройством аутистического спектра как 1 случай на каждые 54 человека. Если вы возьмете сотню людей из своего окружения — двое из них скорее всего окажутся аутистами. И при этом число людей с РАС растет с каждым годом. Врачи и ученые теряются в догадках: то ли в «сеть» диагностов стали попадать люди, которые раньше считались нормотипичными, то ли по неизвестной причине растет заболеваемость аутизмом — вторую версию активно поддерживают противники вакцин, телефонов, микроволновок и 5G в целом.
Чтобы разобраться, «кто виноват и что делать», необходимо дать четкое определение: что такое РАС, какие люди получают такой диагноз и кем для общества эти люди являются — больными или здоровыми, но особенными людьми? Поиск ответов на эти вопросы не прекращается, и периодически на свет появляются новые теории о том, что же такое аутизм. MedAboutMe выясняет, о чем гласит новая расширенная парадигма совокупности фенотипа аутизма?
Аутизм и особенности сенсорного восприятия
В попытках объяснить, что же происходит в организме ребёнка-аутиста, врачи и ученые заговорили об особенностях сенсорного восприятия, наблюдаемых у таких детей, точнее о нарушениях сенсорной интеграции.
Как известно, человек получает информацию через разного рода рецепторы, расположенные по всему телу. Подавляющую часть сенсорной информации мы получаем автоматически, даже не задумываясь о необходимости ее обработки.
Люди с РАС, согласно представлениям о нарушениях сенсорной интеграции, страдают от избыточной интенсивности получаемых ими стимулов. Звук одной и той же громкости, воспринимаемый нормотипичным человеком исключительно как источник информации, может стать причиной сильного стресса, истощения и даже болевых ощущений у пациента с РАС. При этом из-за патологической интенсивности сигнала аутист не в состоянии воспринять информацию, которую несут эти стимулы.
Это состояние обостренной чувствительности заставляет человека-аутиста включать защитные и компенсаторные механизмы, которые дают ему возможность сформировать патологические, но относительно устойчивые отношения с окружающим миром.
Теория BAPCO доктора Меридиан Макдональд
В январе 2021 года в научном издании Medical Hypotheses появилась статья, в которой ее автор, исследователь из Vanderbilt University Medical Center, доктор Меридиан Макдональд (T.A. Meridian McDonald) описывает новую модель РАС. Согласно данной модели, аутизм — это сочетание ряда ключевых в социальном плане характеристик с определенными нарушениями, приводящими в ряде случаев к инвалидизации человека. Эта модель получила название The Broader Autism Phenotype Constellation (BAPCO). Она в значительной степени включает в себя и развивает идею об особенностях сенсорного восприятия. Ее название можно перевести как «расширенная парадигма совокупности фенотипа аутизма».
Согласно данной концепции можно обозначить 6 базовых характеристик:
- обостренные чувства и способность к восприятию;
- усиленная концентрация внимания;
- увеличенный объём памяти;
- предпочтение мира объектов и отказ от мира социальных контактов и миру вокруг;
- тяга к систематизации;
- острое чувство несовпадения.
Сама по себе любая из этих 6 характеристик не переводит человека «в спектр». Более того, есть люди, обладающие всеми этими чертами, но прекрасно контактирующие с окружающим миром и людьми вокруг в частности. Но патологическое врожденное усиление любой из этих черт будет оказывать значительное влияние на развитие ребёнка, переводя его в категорию людей с РАС.
В качестве примера доктор Макдональд описывает развитие речи у нормотипичных малышей и детей с РАС:
«У обычного ребёнка очень небольшой объём рабочей памяти и крайне ограниченное внимание. Это позволяет детям воспринимать родной язык, дробя его на мельчайшие части и тем самым упрощая себе процесс его изучения.
Ребёнку с врожденной патологически высокой способностью к концентрации внимания и большим объёмом памяти оказывается сложнее учить язык. Такой младенец не в состоянии дробить услышанное на отдельные части и вынужден пытаться осознать и запомнить сразу большие сочетания звуков.
Данная проблема может выражаться в эхолалии — так называют состояние, когда человек раз за разом проговаривает одну и ту же длинную фразу, словно не в силах понять ее. Возможно стремление детей с РАС многократно смотреть одно и то же видео, заново осмысливая и запоминая информацию, тоже объясняется врожденным переразвитием отдельных когнитивных функций».
Причина роста заболеваемости РАС
Раз речь идет о врожденных чертах, они могут передаваться по наследству, если человек с РАС оставит потомство. Доктор Макдональд подчеркивает, что распространенность РАС удивительным образом растет в странах, где у человека больше свобод — в выборе образования, профессии, а также партнеров для создания семьи, и это касается и мужчин, и женщин. И наоборот, РАС реже диагностируется в закрытых общества, где у людей меньше возможностей реализовывать свои желания и следовать своим интересам, где образование ценится невысоко, где представители одного из полов (обычно это женщины) имеют ограниченные права.
Доктор Макдональд приводит США в качестве примера вышесказанного: «Распространенность черт BAPCO в США существенно увеличились за последние десятилетия. Сегодня многие люди с РАС ведут полноценную жизнь, они находят себе пары среди себе подобных и образуют семьи, а значит заводят детей. И это приводит к увеличению частоты встречаемости черт BAPCO в популяции и к усилению интенсивности их проявлений в людях».
Можно ли создать лекарство от аутизма?
Если брать за основу теорию доктора Макдональд, то личность с РАС — это человек с аномально развитыми чертами, перечисленными в теории BAPCO и/или в сочетании с ограниченными возможностями. Все эти черты — социально значимы, поэтому, считает доктор Макдональд, вылечить от них невозможно, а значит, невозможно вылечить и аутизм.
Это значит, что лечить следует сопутствующие аутизму нарушения. При этом люди с ограниченными возможностями и характерными чертами, указанными в теории BAPCO, должны получать поддержку со стороны общества.
Выводы
Постепенно, год за годом, отношение к людям «в спектре» меняется — в лучшую сторону. Многие люди с РАС сегодня ведут полноценную жизнь. Чтобы это стало возможным, им пришлось научиться жить со своими особенностями. Эксперты в области аутизма считают, что разработка методов обучения аутистов сегодня даже важнее, чем поиск лекарства от РАС. Потому что очень вероятно, что такого лекарства создать не удастся никогда.