Эмоции, сами по себе, не бывают допустимыми или недопустимыми. Они бывают позитивными или негативными. Допустимость эмоций существует в сознании конкретного человека, который с детства усвоил отношение к ним со стороны социума. Слишком бурное выражение негативных эмоций оказывает отрицательное влияние на репутацию взрослого человека. Но их подавление также приводит к пагубным последствиям для физического и психического здоровья человека. Непрожитые переживания остаются в виде своеобразного «фона», способствующего ухудшению психического состояния человека.
«Допустимые» и «недопустимые» эмоции
С раннего детства человек испытывает как положительные, так и отрицательные эмоции — радость, гнев, беспокойство, удовлетворение, разочарование, и многие другие. По мере социализации он усваивает у взрослых, что допустимые чувства — признак вежливости и хорошего воспитания, а капризы в магазине неприемлемы. Человек учится, в том числе, контролю над своими эмоциями, усваивает модели допустимых и недопустимых реакций на события из жизни.
Качественный контроль над эмоциями — один из признаков воспитанности человека. Он не означает полный отказ от них. Взрослея, человек усваивает нормы поведения в обществе, и знает, что улыбаться знакомым или незнакомым людям — допустимо, а разбрасывать в гневе вещи по офису — недопустимо. Многие психологи считают, что отсутствие эмоционального контроля — признак незрелости личности или нежелания взрослеть.
Подавление эмоциональных проявлений у детей и взрослых оказывает отрицательное воздействие на психическое и физическое здоровье. Например, подавление злости, обиды или раздражения, может привести к постоянной усталости и различным заболеваниям. Лучший способ контроля над эмоциональными проявлениями — проговаривание своих чувств и умение называть их своими именами.
Реакция взрослых на эмоции у детей
В отличие от взрослых, дети раннего возраста еще не умеют контролировать собственные эмоциональные проявления. Радость, печаль, гнев — все это кажется взрослым слишком громким, и поэтому вызывает утомление или ответное раздражение. Яркий пример, который могли наблюдать многие — каприз 2-3 летнего малыша, которому не купили игрушку в магазине. Среди людей, наблюдающих подобную ситуацию, найдутся те, кто осудит мать или ребёнка.
Эмоции детей более естественны, чем у взрослых, поскольку они еще не научились их скрывать. В процессе социализации ребёнок усваивает допустимость или недопустимость эмоциональных проявлений. В некоторых случаях, дети используют определенные эмоциональные проявления, чтобы получить желаемое. Если громкий плач с падением на пол подействовал на мать или бабушку один раз, то ребёнок в дальнейшем будет прибегать к нему, как к доступному средству достижения цели.
Эмоции детей усваиваются не только у взрослых, но и у сверстников. Ребёнок 2-3 лет познает мир и отношения между людьми через игру. «Подсмотренная» у друга на детской площадке эмоция или выражение лица вызывает желание тут же «опробовать» ее на родителях и посмотреть, как они отреагируют. Например, ребёнок выучил новую эмоцию — обиду, и стремится использовать ее, надеясь все-таки получить запрещенный мультик.
Как правило, к 5-7 годам ребёнок усваивает, что приносят ему определенные эмоциональные проявления и на кого они действуют. К примеру, слезы и особое выражение лица при обиде используется при воздействии на близких людей — родителей, бабушек, дедушек, для желания получить что-то. При закреплении ответной реакции в виде желаемого результата, он будет и в дальнейшем использовать этот метод выражения эмоциональных проявлений.
Задача взрослых по контролю над эмоциями детей — научить их правильно называть свои чувства и управлять ими. Умение управлять чувствами — это не подавление, а обучение владению ситуацией. Если родители сами не научились правильно справляться со своими эмоциональными проявлениями, то в будущем проблемы возникнут и у ребёнка.
Следует ли подавлять негативные эмоции детей?
К сожалению, многие взрослые пока не умеют реагировать на эмоциональные проявления детей. Распространенными реакциями являются запрет на их проявление и прямое объявление их неправильными или вредными. С помощью установок вроде «мальчикам стыдно плакать» или «взрослым не полагается страдать» родители неосознанно внушают ребёнку запрет на проявление чувств и необходимость их подавления.
Подавление эмоциональных проявлений приводит к негативным последствиям для физического и психического здоровья человека. Так же, как и вредные вещества, они приводят к психическим расстройствам и сердечно-сосудистым заболеваниям. Отрицательные эмоциональные проявления имеют свойства вытесняться другими, но при этом оставаться в виде негативного фона. Это приводит к тому, что человек теряет способность к позитивным чувствам в чистом виде.
Задача родителей — объяснить ребёнку недопустимость не эмоциональных проявлений как таковых, а определенного способа их выражения. Например, допустимо время от времени обижаться на близкого человека, но применять к нему физическую агрессию недопустимо. При этом необходимо обязательно проговаривать свои чувства и называть их. Так у ребёнка появится способность отличать свои эмоциональные проявления и не вытеснять их другими.
Для определения негативной эмоции важно также понимать, в какой части тела она больше всего ощущается и как это происходит. При работе с эмоцией психологи предлагают применять метод визуализации — дети рисуют негативные чувства определенной формы и цвета. Основной ошибкой взрослых является критика чувств ребёнка.
Человек, умеющий управлять собственными эмоциональными проявлениями, а не подавлять их, будет иметь репутацию гармоничной и уверенной в себе личности. И необходимо научиться этому в детстве. Отношение ребёнка к себе и его чувство собственного достоинства определяется многими факторами. Первое место среди них занимает обстановка в семье. Если какие-либо эмоциональные проявления считаются в семье нормой, то и ребёнок усвоит их как допустимые.
Маленький ребёнок также копирует эмоциональные проявления у сверстников. Но допустимость их использования в семье зависит от того, как реагируют родители. Если они объясняют ему, как следует правильно реагировать, то со временем он усвоит приемлемые способы контроля над своими чувствами.
От правильного владения эмоциональными проявлениями зависит владение ситуацией в целом. Человек, контролирующий свои чувства и умеющий владеть собой, способен грамотно управлять ситуациями в собственной жизни.