Когда ребёнок рисует, он погружается в мир чувств. У детей, если они выполняют творческое задание красками или карандашами, работают с цветом, может отключаться критическое мышление. Оно отвечает за возникновение страха сделать что-то не так, подвернуться негативной оценке и осуждению со стороны взрослых. Так бывает, если ребёнок уже неоднократно сталкивался с подобным отношением к своей деятельности родителей или педагогов. Несмотря на это, специалисты, «разбирая» детский рисунок, все равно увидят картину его личности, наличие тревожности и желание сделать все «так, чтобы всем понравилось, чтобы похвалили».
Ребёнок, рисующий свободно, без оглядки на мнение окружающих, находится в хорошем контакте с собой, поэтому рисунок, который у него получается, является отражением его внутреннего мира, отношений в семье, характера, жизненной позиции. Если уметь «читать» детские рисунки, можно узнать много о детях — самооценке и способах общения с окружающими, страхах, проблемах личности, мечтах и желаниях.
В этой статье мы попробуем приоткрыть завесу тайн над миром детских чувств через рисунки, чтобы понять, что можно прочитать в них.
Стоит отметить, что дать полноценную консультацию о том, каким является ребёнок, какие у него, возможно, есть проблемы, может только специалист — детский психолог.
Дети и творчество
Почему рисовать с ребёнком не только весело и интересно, но еще и полезно? Через творчество дети проявляют свои чувства, показывают отношение к окружающему миру и людям. Почему они делают это с помощью изобразительных средств — рисования, лепки, конструирования? Потому что ребёнок не всегда способен говорить о том, что он чувствует, думает, как относится к близким людям, своим друзьям, что у него болит, что тревожит или пугает. Вместе с тем, он не способен критически оценивать свою социальную роль, самооценку, уровень общительности, психологическую готовность к детскому саду, школе и так далее. Все это может увидеть в детских рисунках специалист.
Работа руками — рисование, лепка, аппликация — способ передать свои чувства, показать отношение к чему-либо, выразить то, что невозможно превратить в слова. Поэтому рисуя, дети не только «открывают» детским психологам информацию о своей жизни, но также и исцеляются внутренне.
Родителям не следует интерпретировать детский рисунок самостоятельно и слишком серьезно, тем более искать в нем проблемы и пытаться разрешить их. Это может сделать только специалист с хорошим практическим знанием по детской психологии. Ведь психологи, работая с плодами детского творчества, обращают внимание не только на сам рисунок, но еще и на многие другие факторы, такие как:
- правильно ли понял ребёнок задание;
- какие у него возникли вопросы по ходу его выполнения;
- какой цвет он предпочитает, а какого избегает;
- как пользуется карандашом или красками;
- стирает ли нарисованное им;
- как часто использует штриховку;
- как отзывается о своем рисунке в процессе работы;
- как задействует пространство листа;
- какие использует линии в работе;
- просит ли помощи;
- отказывается ли рисовать;
- какие дает комментарии по ходу работы.
Все это специалист записывает и делает общий вывод о личности ребёнка и его возможных проблемах. Что доступно родителям в интерпретации детских рисунков?
Самооценка ребёнка
Взрослые могут посмотреть, как дети оценивают себя сами. Это выражается в том, как ребёнок использует предложенный ему лист. Рисунок в самом центре, большого размера, с уверенным нажимом руки, использование ярких цветов и четкость линий во многом говорит о хорошей или высокой самооценке.
Маленькие изображения в углу листа, неуверенные линии и слабый нажим могут свидетельствовать о нарушении уверенности в себе, застенчивости и желании спрятаться.
Отношения в семье
Эта область жизни отражается в таких рисунках как изображение семьи. Обычно дети начинают рисунок с того человека, который для них на данный момент важен, близок или является авторитетом. Это может быть мать, отец или он сам.
Использование в работе всего пространства листа, теплые и яркие тона, уверенные линии, человечки, которые держатся за руки, улыбки на лицах, соответствие размера фигуры возрасту, прорисовывание деталей одежды, линия основы под ногами — дорога, земля — чаще всего говорят о благополучных отношениях в семье.
Если кто-то из членов семьи не нарисован, потому что «ушел на работу» или «на кухне», то, возможно, в жизни ребёнка не так много контакта с этим человеком.
Нарисованные, сжатые в кулаки руки, агрессивные или мрачные лица, много черного и красного цвета, отказ от рисования могут говорить о проблемах в семье — однако, следует помнить о том, что все индивидуально и дать достоверную информацию о том, какие отношения у ребёнка с родителями, может только специалист.
Страхи и проблемы
Наличие тревожности, проблем и страхов обычно проявляется в сильной штриховке. То есть ребёнок может взять карандаш и полностью заштриховать фигуру матери или себя на рисунке, а иногда и целый лист. При этом он использует сильное давление, у некоторых детей от внутреннего напряжения в руках ломается карандаш.
О страхах могут говорить очень большие глаза на лицах, обычно зрачки в них не нарисованы.
«Палочные человечки», «головоноги», роботы или животные вместо людей, если их рисуют дети младшего школьного возраста, также могут свидетельствовать о наличии внутренних проблем, противоречий или сложностях в семье.
Цвет в рисунках детей
Позитивные, легкие, теплые цвета часто говорят о хорошем настроении, оптимальной работоспособности и благополучии. Темные, мрачные и серые оттенки напротив, могут нести в себе тревожный посыл к тому, что у ребёнка, возможно, есть проблемы. Однако не все так однозначно. Кроме цвета, нужно понять, что имел в виду ребёнок, когда использовал его, что он для него значит. Вполне возможно, что на данный момент черный это его любимый цвет, а вовсе не признак депрессии. Или ребёнку недавно подарили большой красный автомобиль, и с тех пор он все рисует этим цветом — тогда это свидетельствует не об агрессии, а о временном предпочтении.
Что рассказывает о рисунке ребёнок
О ребёнке и том, какие у него отношения в семье, можно узнать, если послушать, что он рассказывает о своем рисунке и героях. Как правило, главный герой — это он сам, и, рассказывая о нем, он, фактически рассказывает о себе. Тогда с помощью вопросов можно понять, о чем мечтает ребёнок, чего он боится, что радует и огорчает его, чувствует ли он себя одиноким, каким видит свое будущее и так далее.
В интерпретации детских рисунков все индивидуально и один и тот же признак часто имеет разные значения. Поэтому за полной диагностической информацией по поводу личности детей следует всегда обращаться к психологу.