Подготовка к школе начинается заранее. Примерно в феврале-марте родители спешат в приемную директора школы или на портал госуслуг и заполняют заявления о поступлении детей в первый класс. Чуть позже происходит знакомство с первым учителем. Как сделать его приятным, не допустить конфликтов в последующем, и с какими темами стоит обращаться к учителю — на самые волнующие вопросы ответит MedAboutMe.
А может, позвонить учителю?
Век высоких технологий: телефоны есть даже у детсадовцев, мессенджеры и социальные сети позволяют найти кого угодно и сокращают личное пространство. Многие учителя признаются, что у них есть личный телефон, а есть «рабочий», известный всем родителям, существующий для решения всяческих проблем.
Часто родители забывают о том, что учитель — такой же человек, у него есть и другие дела и обязанности, кроме обучения детей и воспитания из них гениев. Обеспокоенные папы и мамы могут звонить в любое время и задавать самые разные вопросы: домашнее задание, потерявшиеся вещи, поведение детей, список уроков на завтра. Не исключены звонки и по серьезным поводам, и, как правило, учителя не игнорируют такие «тревожные звонки», стараются помочь, разобраться в сложившейся ситуации и найти выход.
Многие учителя начальной школы говорят о том, что к концу обучения дети становятся почти родными, и примерно на середине пути границы официальных отношений смываются. Да и сложно быть отстраненным от работы даже во внеурочное время.
Но родители должны стараться сохранить личное пространство учителя. Лучше поискать другие источники информации, позвонить другим родителям и спросить, что задали, как правильно выполнять упражнения и какие уроки будут завтра.
Многие родители еще до начала учебного года создают родительские комитеты и выбирают ответственного, можно сказать, заместителя учителя, занимающегося всеми организационными моментами и дающему педагогу выполнять свое основное предназначение — учить малышей.
Даже если возникло какое-то неотложное дело и звонок необходим, нужно убедиться в том, что звонить в это время прилично.
Контакт родителей с учителем
Мессенджеры, социальные сети и созданные в них группы, электронные дневники значительно облегчают жизнь, но кроме плюсов существуют и минусы — отсутствие личного контакта «учитель-родители».
Все чаще на родительское собрание могут приходить бабушки, няни, но не сами родители. Да и те часто отказываются, думая о том, что родительское собрание — очередные организованные поборы на занавески, парты и прочие нужды школы.
Между тем, учителя настаивают на необходимости личного контакта, особенно при формировании конфликтных ситуаций. Гораздо легче понять друг друга при личном общении, оценить проделанную работу. А порой все общение происходит через посредника — родительский комитет, и часто остаются неудовлетворенные стороны, мнение которых не было принято во внимание.
В последнее время часто возникают конфликты, касающиеся личной жизни учителей и воспитателей. Родители, изучив страницы в социальных сетях, ищут «компромат», случаи недостойного поведения учителей, недопустимые фото. Как поступать в этой ситуации — решать родителям и самой школе, но обязательно с участием учителя.
Основная причина конфликтов
По мнению многих учителей, лучшая профилактика конфликтов — диалог. Если есть вопросы — их нужно задавать, если есть спорные моменты и откровенное несогласие — нужно говорить об этом. Невысказанное мнение, обида копятся как снежный ком, и после сносит все лавиной.
В среднем в классах 20-30 учеников, у них в 2 раза больше родителей, а еще есть бабушки, дедушки. Угадывать мнения и желания каждого у учителей нет никакой возможности. И если родители молчат, создается иллюзия полного благополучия, жаль, что недолгая.
Также родителям важно прислушиваться к мнению учителей. Многие родители не замечают каких-то проблем, а беспристрастный учитель может увидеть тревожные признаки, тем более, что образование и опыт работы делают свое дело. И если опытный педагог делает акцент на какой-то проблеме, значит, следует к нему прислушаться, изучить и принять меры.
Учитель работает в интересах ребёнка, стремится дать ему знания, воспитывать какие-то качества. Чтобы добиться максимального результата, авторитетом должны быть и учителя. А подрывать этот авторитет могут родители, пусть неосознанно и не специально.
Одна из самых частых причин конфликтов — нежелание детей учиться. Безусловно, вина тут бывает и учителя, который не смог заинтересовать, найти подход, и школьной системы, и образовательных аспектов, но нельзя отрицать и вины родителей. Современный уровень жизни диктует свои правила: чтобы добиться успеха в жизни, нужно успевать везде. И порой родители завышают планку для детей — требуют от детей быть первыми везде и всюду. Школьная нагрузка, внеклассные занятия, кружки, секции, утренники и праздники. Дети — не роботы, и выдержать такой марафон не у всех хватает сил. Чрезмерная нагрузка может отбить желание учиться и к чему-то стремиться даже у самых одаренных детей. Чтобы этого не допустить — нужно знать меру.
Дети-отличники — любимчики учителей
Это один из самых распространенных мифов, который не соответствует действительности. В основе формирования симпатии или антипатии к ребёнку лежат человеческие качества. Каждый ребёнок индивидуален, он может быть «слабым» в учебе, но обладать хорошими человеческими качествами, быть любимчиком, или же отличником, но относиться ко всем с пренебрежением, быть задирой.
Первый класс — первый раз
Поступление в первый класс — стресс для всех сторон процесса. Дети оказываются в новой, пока еще не знакомой среде, родители ежеминутно беспокоятся, как там их чадо, и учителя не исключение. За 4 года обучения дети становятся родными, и вот — они уходят в большое плавание, а на их место приходят новые, пока еще не оперившиеся птенцы, к которым нужно привыкнуть.
Отличной профилактикой стресса у детей является подготовка к школе — приучение детей к школьным правилам, аккуратности, пунктуальности, организованности. Если же новые правила и заботы свалятся на ребёнка в одночасье, он просто не справится. Конечно, учитель поможет, подскажет, но собирать портфель, смотреть за тем, чтобы карандаши не терялись — не обязан.