Воспитание ребёнка — долгий и серьезный процесс, требующий от взрослых людей не только педагогического такта и мастерства, но и развития интуиции. В настоящее время теории воспитания делятся на множество категорий. Кроме того, многие из них стали доступны не только педагогам, врачам, учителям, но и родителям. Сегодня любая мама при желании может приобрести литературу, в которой можно найти полное описание того, как правильно надо воспитывать ребёнка. Там же встречаются примеры воспитания, вопросы, задачи, прогнозы, правила и рекомендации. Родители могут выбрать педагогическую теорию, которая придется им по душе, и растить ребёнка, придерживаясь определенной концепции, планируя и надеясь на то, что благодаря ей ребёнок вырастет здоровой, счастливой, полноценно развитой личностью.
В настоящее время является популярной теория так называемого свободного воспитания. Она заключается в том, что родители во всем и везде следуют за ребёнком, доверяя природной мудрости его психики и организма. Взрослые, опираясь на правила этой теории, считают, что ему нельзя ничего запрещать, потому что все, что он хочет, должно пойти ему на пользу. Сторонники такой концепции боятся задавить в нем личность строгими правилами воспитания, указаниями, запретами и словами о том, что ребёнок должен или не должен делать. Они доверяют мудрости детского организма, разрешая проявлять любую инициативу, характер, творчество, чувства, активность. Часто они говорят «он же ребёнок», считая, что ему можно все, в чем возникнет потребность. Существуют ли «подводные камни» у такого подхода, каковы последствия свободного воспитания и действительно ли ребёнок, который воспитывается по подобной системе, вырастает раскрепощенным, уверенным в себе, не закомплексованным, все понимающим и чувствующим свою природу человеком? Ответы на эти и другие вопросы можно узнать из этой статьи.
Ребёнок не чувствует переживаний других людей
Природа ребёнка — быть активным, шумным, шаловливым. В то время, когда он проявляет эти стороны характера, родители могут сделать ему замечание, чтобы он не слишком кричал, потому что в соседней комнате отдыхает бабушка, или рядом находятся посторонние люди. Так дети учатся понимать, что чувства и потребности есть не только у них, но и у окружающих людей и учатся уважать их. Взрослые могут «переключить» деятельность ребёнка с шумной на более спокойную, опять с той же целью — не мешать окружающим отдыхать или работать.
Если ребёнку позволяется делать все, что он хочет в любых условиях, то велика вероятность того, что в нем не разовьется чуткость, понимание и уважение к чужим потребностям. Эти качества характера являются необходимыми, когда дети вырастают и пытаются строить близкие отношения с людьми.
Ребёнок не ориентируется во время угрозы и опасности
Позволять детям делать все — ходить, куда вздумается, исследовать темные уголки во дворе, залезать на крыши и заборы, гулять в незнакомых местах — это значит лишить их здорового чувства безопасности. Некоторые родители ругают детей за то, что они могут бояться — собак, высоты, темноты, одиночества и так далее — и совершенно напрасно. Страх, в разумных пределах, должен испытывать каждый человек. Он позволяет понимать, является ситуация безопасной или же лучше всего поберечься, сохраняя жизнь и здоровье.
Дети подвергаются реальной опасности, когда им позволяют все, только потому что «у них есть потребность изучать окружающий мир и удовлетворять любопытство». Не предупрежденные взрослыми о возможных внешних угрозах, они привыкли к тому, что остерегаться нечего, и весьма рискуют здоровьем и даже жизнью — они могут приближаться к собакам на небезопасное расстояние или дразнить их, смело исследовать реку, не зная о глубине и течении, прыгать с крыши, не сопоставляя ее высоту с собственным ростом. Подобное поведение в характере детей называется беспечностью, и развивается в большинстве случаев тогда, когда им позволялось слишком много и почти ничего не объяснялось.
Родители не заостряют внимания на правилах воспитания
Еще один минус свободного воспитания заключается в том, что дети, когда они делают и говорят все, что захотят, редко задумываются над элементарными правилами приличия и подобающего поведения в общественных местах. Это может привести к банальной невоспитанности.
Родители должны знать, что позволять ребёнку удовлетворять свое любопытство и познавать окружающий мир — это не значит игнорировать простейшие правила приличия и воспитания. Если ребёнок не научен говорить «здравствуйте», «до свидания», «спасибо», «пожалуйста», «извините» — то это свидетельствует не о развитии в нем творческого и свободного потенциала, а об отсутствии навыков хорошего тона.
Дети не понимают слово «нет»
Придерживаясь свободного воспитания и тех принципов, которые основаны только на разрешениях, некоторые родители боятся говорить детям «нет», считая, что это может ранить их психику, не позволит удовлетворить здоровое любопытство, станет блокировать инициативу и творческие способности.
Говорить «нет» также важно, как и «да», «пожалуйста», «возьми, конечно». Дети должны понимать запреты. Это важно не только для развития воспитанности, но и для безопасности. Кроме того, взрослым, которые испытывают тревогу, стоит знать, что это слово не несет в себе негативную и разрушительную окраску, которую многие ему приписывают. Маленький ребёнок еще не в состоянии разобрать, что полезно ему, а что вредно, что доставит удовольствие, а что может травмировать. Поэтому запреты являются не только важной частью воспитания, но способны сохранить здоровье и даже жизнь.
Дети не умеют выражать чувства
Один из принципов свободного воспитания базируется на убеждении, что детям можно выражать все, что они чувствуют. Причем часто родители разрешают это делать в том месте, где возникла необходимость и так, как умеет ребёнок, не вмешиваясь в процесс. По этой причине часто можно наблюдать, как ребёнок бьется в истерике, катается по полу в общественном месте, портит вещи в доме или в гостях. Такое поведение наносит вред детской психике, портит настроение окружающим. Вопреки тому, что думают родители, придерживаясь принципов свободного воспитания, такой подход не означает, что ребёнок прилюдными и долгими истериками освобождает нервную систему от эмоций, а прямо указывает на то, что он не умеет выражать чувства. Почему он продолжает кричать и плакать, когда взрослые не реагируют на его поведение? Потому что таким образом он выражает боль или недовольство, но его никто не замечает, никто не отражает его чувств.
Родители должны научить ребёнка выражать чувства правильно: это могут быть слезы, крики, однако нельзя позволять детям терять контроль над собой и ситуацией. Негативные чувства должны быть замечены взрослыми — детей нужно успокаивать, когда они в этом нуждаются, объяснять им, что происходит, почему они злятся и что следует сделать для исправления ситуации.