Процесс воспитания детей сложный и многогранный. На этом пути приходится сталкиваться с множеством проблем. Одна из наиболее сложных — научиться соблюдать баланс между самостоятельностью ребёнка и родительской опекой. При этом нужно осознать, что мама не в состоянии защитить своего малыша совершенно от всех напастей: многому он должен научиться на собственном опыте.
Часто родителям трудно принять эту простую жизненную истину. Более того, до появления в семье малыша люди порой даже не задумываются о том, что рано или поздно перед ними встанет эта проблема. Теплый кулечек с новорожденным вызывает только желание оберегать, защищать его всеми силами. Мысль о том, что ваш ребёнок может когда-то испытать разочарование, душевную боль или страдания, просто сводит с ума.
Но развитие ребёнка невозможно в тепличных условиях. По мере взросления он будет проявлять все больше самостоятельности. И далеко не всегда принимаемые им решения будут совершенно верными. У этого процесса будут свои последствия, в том числе и негативные.
Миновать это невозможно, однако задача взрослых — помочь ребёнку преодолеть эти последствия с наименьшими потерями, научить его всегда извлекать пользу из своих ошибок. И сделать это так, чтобы обиженный ребёнок не увидел в родителях врага, не переложил на них вину за собственные ошибки.
Принимайте своих детей такими, какие они есть
Одна из наиболее распространенных ошибок, которую часто допускают сами родители — попытка воспитывать не ребёнка, а свое представление о нем, как бы странно это ни звучало.
Ребёнок — это маленькая личность со своими особенностями, достоинствами и, конечно, недостатками. Но взрослые видят не ее, а некий придуманный ими образ. Столкнувшись с тем, что реальность не совпадает с «картинкой», они выходят из себя и буквально начинают крушить и переделывать детский характер под себя.
Часто развитие ребёнка сопровождается к тому же серьезными психологическими проблемами. Это может быть синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) у малышей или оппозиционно-вызывающее расстройство (ОВР) у подростков. В этом случае процесс воспитания вообще становится непредсказуемым, выматывающим и связанным с огромными проблемами.
Поведение таких детей обычно является дерзким, провокационным, неуправляемым. Они демонстрируют неуважение к авторитету любых взрослых, включая родителей. Для мамы и папы это порой становится настоящей трагедией. И даже не потому, что невероятно сложно найти общий язык со своим ребёнком. Просто они видят крушение своих надежд на его будущее, которые уже выстроили в своем воображении.
Изнурительная борьба и попытки принудить ребёнка следовать предложенной вами дорогой в этом случае вряд ли приведет к позитивным результатам. Чтобы восстановить мир в семье и вернуть уважение ребёнка, нужно, во-первых, принять его таким, какой он есть, даже если это не соответствует вашим ожиданиям. А во-вторых, следует обратиться за профессиональной помощью к психологам, а также психотерапевтам — если имеются признаки СДВГ и ОВР.
Главная цель при этом — прекратить ссоры, вернуть взаимопонимание и получить новое пространство для выстраивания более реальных, разумных планов на будущее детей.
Должны ли родители ограждать ребёнка от любых трудностей
Часто взрослые (особенно мамы) категорически отметают даже мысль о том, что их дети по какой-то причине могут испытать душевную боль, огорчение, разочарование. Они создают тепличные условия для своего ребёнка, ограждая его от малейшего дискомфорта. И не думают при этом о том, какой трагедией может стать его соприкосновение с реальностью в старшем возрасте: ведь никакого иммунитета к возможным огорчениям и потрясениям у него не сформировано.
Это нормально, когда, например, во время игры дети бегают и падают, они могут оцарапать коленку или набить шишку. Но они при этом учатся, получают новые навыки, и на собственном опыте осознают, что горячая чашка может обжечь, кошка — оцарапать, оса — ужалить. Стремление взрослых оградить от этих и множества других неприятностей своего ребёнка совершенно естественно.
Когда плачет ребёнок, хорошая мама всегда сама испытывает боль. Но при этом должно быть и понимание того, что невозможно держать малыша всю жизнь в золотой клетке. Надо просто научить его жить в условиях окружающего мира. А для себя определить, что можно и нужно контролировать, а за чем осуществлять контроль невозможно и бессмысленно. Для гармоничного развития ребёнка это обязательное условие.
Обучение методом проб и ошибок является наиболее продуктивным. И если родители защищают своего ребёнка от возможности делать свои собственные ошибки, то часто они лишают его способа обрести новые навыки. К тому же неудачи часто стимулируют на поиски иных решений проблемы, развивают мышление. Более того, столкнувшись с негативными последствиями своего поступка, ребёнок учится принимать на себя ответственность за это. В будущем такой навык очень пригодится, даже если сейчас это вызывает слезы.
Но, конечно, нельзя при этом оставлять ребёнка один на один с проблемой или последствиями совершенной им ошибки. Родители обязаны в трудную минуту поддержать его, показать, что любят, и подсказать возможные пути исправления допущенной оплошности.
Как на развитие ребёнка влияет реакция окружающих
Если дети привыкли к гиперопеке со стороны взрослых (мамы/папы или бабушки/дедушки), а также к прощению любых проступков с их стороны, это может сильно осложнить их взаимодействие с окружающим миром.
Далеко не все и не всегда будут готовы прощать им дурные поступки, сделанные ошибки или капризы. При этом ваш ребёнок просто не будет понимать, в чем суть претензий. Ведь за тот же самый проступок вы его легко простили, не ругали, не наказывали, а вот совершив его по отношению к чужому человеку, ребёнок может получить крайне негативную реакцию.
В итоге развитие ребёнка получается однобоким, хотя мама уверена в обратном. Ведь она считает, что делала все правильно — защищала его от всех трудностей, всегда была на его стороне, не наказывала, сама исправляла все допущенные ребёнком ошибки.
Столкнувшись с «неправильной» реакцией окружающих на свой проступок, ребёнок часто начинает проявлять неконтролируемые эмоции: раздражается, выказывает гнев. Поскольку на других людей это, как правило, не действует (а порой и усугубляет их негативную реакцию), свои отрицательные эмоции ребёнок, скорее всего, переведет на уже привычный объект — родителей.