Деловое общение используют при приеме на работу, переговорах с партнерами, начальством или просто при взаимодействии с коллегами. Оно имеет регламентированный характер и границы, которых следует придерживаться. Деловой стиль общения направлен на достижение результатов в работе, посредством успешного взаимодействия с другими людьми. Известный психолог Дейл Карнеги говорил о том, что успех в построении карьеры на 85% зависит от умения общаться. Такой вид общения является основой, на которой строятся служебные отношения между сотрудниками. Его особенности и тонкости следует знать для достижения успехов в работе и продвижения по карьерной лестнице.
Основополагающие элементы хорошего общения на работе
Человек постоянно находится в процессе взаимодействия с окружающими. Через коммуникацию он может добиваться своих целей, изменять ситуации и влиять на других людей. Незнание особенностей продуктивной коммуникации может стать причиной проблем на работе. Для того, чтобы использовать их успешно, необходимо знать все его тонкости и нюансы.
Служебное общение подразумевает определенные нормы и правила, которым необходимо подчиняться. Основным правилом считается одинаково вежливое и приветливое отношение ко всем, независимо от личных симпатий и отношений. Необходимо быть любезным и доброжелательным с сослуживцами, клиентами, начальством, даже если это требует усилий воли. Важно понимать, что людей, находящихся в трудовых отношениях, объединяет одна цель — заработок денег, развитие бизнеса. Поэтому личные предпочтения отступают на второй план.
Грамотность и чистота речи также являются неотъемлемой частью хорошего официального общения. В этом случае недопустимо употребление жаргонизмов, сленговых, бранных слов, уменьшительных, ласкательных выражений. Информация, которую нужно донести до собеседника, должна быть изложена без ошибок. Важно уметь ясно формулировать свою точку зрения и четко аргументировать ее. Кроме того, важно следить за эмоциональностью речи и жестикуляцией. При рабочих коммуникациях неуместна слишком эмоциональная речь. Эмоции и жесты должны быть сдержанными. Юмор в рабочих связях лучше не использовать. Как правило, он не соответствует ситуации и может остаться непонятым. Бывают, конечно, моменты, когда хорошая шутка уместна, но для ее использования необходимо хорошо знать своего оппонента, чтобы нарочно не обидеть.
Общение, не нарушающее личного пространства
Личным пространством считается зона, вторжение в которую вызывает внутренний дискомфорт и может вызвать агрессию. Существует четыре категории дистанций в зависимости от уровня близости: интимная, персональная, социальная и публичная. В деловых связях принято придерживаться социальной дистанции. Это зона в радиусе 120-360 см между собеседниками. При этом следует понимать, что это расстояние может изменяться в зависимости от социального статуса человека, с которым происходит взаимодействие. Чем выше статус, тем больше личное пространство. Кроме того оно может уменьшаться или расти в зависимости от формы коммуникации. При деловой беседе комфортным считается расстояние в полтора метра. На конференциях и выступлениях с докладами — три метра. В рабочих отношениях важно сохранять эту дистанцию, так как человек, с которым происходит общение, может быть несимпатичен как личность, его вторжение в зону комфорта может быть нежелательным. Ее сохранение позволяет собеседникам избежать прямого, длительного зрительного контакта, дает возможность отвести взгляд, не прерывая общение. Нарушенное личное пространство воспринимается как посягательство на его территорию. Человек может внешне оставаться спокойным и не показывать, что ему неприятно, но настроен он будет негативно по отношению к тому, кто нарушил его зону комфорта. Не придерживаясь необходимой дистанции можно добиться недружелюбного отношения к себе со стороны напарников, начальства или партнеров.Должен ли меняться стиль общения в зависимости от возраста людей?
Деловое общение предусматривает одинаковый стиль поведения с руководством или коллегами, независимо от возраста. Основой официального взаимодействия является этикет, его принципы. Это значит, что со всеми, с кем человек сталкивается на работе необходимо вести себя вежливо, уважительно, спокойно. В зависимости от возраста стиль может меняться только при коммуникации с коллегами. Это допускается, потому что в данном случае сотрудники равны по социальному статусу. Тут важно придерживаться общепринятых правил этикета.
Работник, чей возраст больше, может обратиться к младшему на «ты», что не будет восприниматься негативно. Молодой сотрудник, проявляя уважение к старшему, должен обращаться к нему на «вы». При этом стиль не выходит за рамки делового. Взаимодействуя с коллегами, которые одинаковы по возрасту можно не соблюдать таких формальностей. С людьми, которые находятся выше по должности и статусу, следует придерживаться всех норм официального взаимодействия, независимо от их возраста. В этом случае возраст не должен влиять на стиль общения.
Отдых с коллегами, какой он?
Часто праздники отмечаются в обществе коллег. Такой отдых предусматривает неофициальное взаимодействие, но важно помнить, что даже в такой ситуации следует придерживаться некоторых официальных норм. Единственным отличием коммуницирования на корпоративе и в офисе является, то, что в первом случае допускаются разговоры на личные темы, не касающиеся работы. Но даже вне рабочей обстановки дистанции и социальные роли сохраняются. Тут может быть уместен чуть более эмоциональный и оживленный разговор, но речь должна быть грамотной и чистой.
Стиль поведения на отдыхе с сотрудниками и на работе не должен кардинально отличаться. Даже в такой расслабленной обстановке не следует показывать антипатии, если они есть. Отдых с друзьями по работе является прекрасной возможностью показать себя с лучшей стороны. Необходимо быть дружелюбным, вежливым, любезным со всеми коллегами. Важно понимать, что ошибки в поведении вне офиса могут негативно отразиться на дальнейшем процессе работы с коллегами. А хорошие отношения с сотрудниками могут быть полезными в построении карьеры.