Дошкольным возрастом считается период от трех до семи лет. В этом возрасте ребёнок интенсивно развивается эмоционально и физически, формируется его характер, качества личности. Дошкольник уже многое умеет и постоянно учится чему-то новому, познает мир. Рассмотрим нюансы психологии дошкольника. О чём надо знать родителям?
Особенности развития
Быстрыми темпами развивается в этом возрасте речь. Важно учить ребёнка вести диалог, монолог, пересказывать. Необходимо читать вслух и обсуждать больше разнообразных книг. В старшем дошкольном возрасте следует начинать обучение чтению. В 5-7 лет у ребёнка в речи уже появляются оценки, указания.
Память в дошкольном возрасте является основной функцией. Именно в этот период ребёнок может запомнить огромное количество новой информации. Однако память дошкольника имеет специфику, он запоминает только то, что вызвало эмоции. Поэтому давать новую информацию лучше эмоционально, в игре.
Развитие мышления дошкольника проходит в несколько этапов:
- Наглядно-действенное мышление — мыслительные процессы связаны с определёнными действиями. Ребёнок совершает различные манипуляции с предметами, узнаёт их свойства, получает о них больше сведений. Это свойственно детям младшего дошкольного возраста. Ребёнок может ломать, разбирать игрушки на части. Так он узнаёт, как они устроены.
- Наглядно-образное мышление — ребёнок учиться оперировать образами и моделями предметов. Такое мышление свойственно детям среднего дошкольного возраста. То есть, ребёнку уже не надо видеть предмет, чтобы рассказать о нём.
- Словесно-логическое мышление формируется в старшем дошкольном возрасте. Ребёнок учится оперировать абстрактными понятиями, ему уже не нужны даже образы или модели.
И поэтому важно учитывать возраст ребёнка при общении с ним. Например, в семь лет ребёнок поймёт, что родители вернуться домой поздно. А в четыре года ребёнку необходимо перечислить занятия или события в его жизни, по завершению которых родители вернуться домой. Например, ребёнок погуляет, пообедает, посмотрит мультфильм, поиграет, и тогда придут родители.
Восприятие позволяет ребёнку превратиться из наблюдателя в полноценного участника. И именно с трёх лет восприятие наиболее интенсивно развивается. За несколько лет ребёнок проходит путь от восприятия предмета с помощью прикосновения до умения составлять обобщённое представление о предмете и умения вычленять его признаки.
Игра — основной вид деятельности
Конечно, ребёнок большую часть времени проводит в игре. Поэтому именно с помощью игры можно многому научить дошкольника. Можно выучить буквы, цифры, цвета, развивать память, логику, мышление, фантазию и воображение.
Игры можно разделить на три категории:
- Подвижные — способствующие физическому развитию.
- Образовательные — развивают интеллект.
- Сюжетно-ролевые — играют главную роль в психологическом развитии ребёнка.
Подвижные игры могут быть любыми. Это игра в мяч, прятки, салки. Играть в такие игры следует ежедневно, это очень важно для здоровья ребёнка.
Интеллектуальные игры развивают память, логическое мышление. Заниматься следует недолго, чтобы ребёнку не надоело.
Сюжетно-ролевые игры формируют представление о разных социальных ролях, учат ребёнка, как правильно поступать в разных ситуациях. Родители через такие игры могут донести смысл моральных принципов и норм.
Родителям следует уделить максимум внимания ребёнку в этом возрасте.