Маленький ребёнок не сразу осознает собственное «Я». Не знает — мальчик он или девочка, не имеет представления о строении своего тела. Поэтому родители должны буквально с рождения знакомить кроху с самим собой и помогать ему осознавать собственную уникальность. Помогут в этом интересные игры.
«Кто я?» познавательные занятия для детей
Основное направление первых простых игр — научить ребёнка выделять себя и своих близких. Начинать такие занятия для детей можно с 4—5 месяцев:
- Где мама?
Эту игру можно провести, когда в комнате, кроме мамы и малыша, присутствуют другие люди. Кто-то из близких спрашивает у крохи: «Где мама?». Если ребёнок не понимает, что делать, взрослый берет его ручку и направляет в сторону мамы: «Вот мама». Затем повторяет вопрос и снова показывает на маму. Постепенно малыш начнет понимать, чего от него хотят и научится выделять близких людей.
- Где Миша?
Принцип игры тот же. Только взрослые учат малыша выделять себя: «Где Миша?» — «Вот Миша». Возможно, у малыша не сразу все будет получаться. Однако если проявить некоторое терпение и упорство, результаты не заставят себя ждать.
«Какой я?» знакомство ребёнка с собственным телом
С самого раннего возраста нужно знакомить малыша с названиями частей его тела. Это совсем не трудно сделать. Достаточно регулярно дотрагиваться до его рук, ног, носа, глаз и т. д., и рассказывать, что это такое. Кстати, делать это возможно в процессе выполнения ежедневных манипуляций. Например, одевая ребёнка, приговаривать: «Сейчас мы наденем на ножки носочки».
Для знакомства с телом малыша можно использовать пальчиковые потешки, которые обращают внимание крохи на его ручки и пальчики. В процессе игры мама рассказывает ребёнку потешки и загибает пальчики:
- первый пальчик — дедушка,
- второй пальчик — бабушка,
- третий пальчик — папа,
- четвертый мальчик — мама,
- пятый пальчик — Мишенька.
Для запоминания частей собственного тела подойдет и простая игра в «Комариков». Для этого нужно соединить два пальца, а потом «летать» над ребёнком, приговаривая:
- летали комарики
- на воздушном шарике.
- Летали, кружились,
- в носик вцепились.
Попался носик!
Первую часть потешки нужно произносить медленно, а вторую — быстрее. Малыш будет воспринимать это как команду — прячь носик! После этого комарик должен укусить за руку, ногу, ухо и прочие части тела.
Довольно скоро ребёнок не только выучит, что и как у него называется, но и станет с восторгом прятать от «назойливого комара» названную часть тела.
Можно проводить такие уроки и в процессе умывания или купания ребёнка. Для этого мама, дотрагиваясь до носика, ротика или щечки, называет их: «Вот носик, вот ротик, а вот щечка».
Итак, малыш уже выучил, где у него ручки и ножки. А известно ли ему, где у него находятся, например, бедро и запястье? В этом тоже помогут определенные занятия для детей. Например, можно дать малышу во время купания губку и предложить потереть правый локоть или левую пятку. В дальнейшем малыш начнет разбираться, где у него находятся бедро, лопатка, ключица, запястье, голень.
Можно предложить ребёнку другую игру, в которой мама задает вопросы типа: «Чем Миша смотрит?», «Чем Лена кушает?», «Чем Саша слушает?» и так далее. Ребёнок должен называть подходящие части тела. Ну а если малыш еще не разговаривает, он может их просто показывать.
Следующий вариант — встать вместе с ребёнком у зеркала и вместе рассматривать свое отражение. Задавать малышу вопросы, а он пусть отвечает или показывает пальчиком: «Где Коля?» «Где мама?» «Где у тебя ручка?» Это поможет в развитии ребёнка. И вообще, детям нравятся такие игры.
Есть еще одна игра, играть в которую можно как дома, так и на прогулке. Суть в том, что мама дает ребёнку задания, а он их выполняет:
- покажи, где у тебя шея;
- погладь по голове маму;
- возьми за руку папу;
- вытяни шею, как гусь;
- похлопай себя по щечке;
- втяни голову в плечи;
- подними вверх левую руку.
Полезное общение: развитие ребёнка
Малыш растет. С каждым днем он становится более сообразительным. И чем больше родители будут знакомить его с окружающим миром, тем более успешным будет развитие ребёнка. Мы уже рассказали, как познакомить кроху с частями собственного тела. Теперь нужно рассказать о нем самом, то есть кто он — мальчик или девочка, как происходит развитие ребёнка, и кем он станет, когда вырастет. Такие занятия для детей очень важны для осознания малышом того, кем он является и какое место занимает в этом мире.
С раннего детства ребёнок должен понимать свою половую принадлежность. Нужно обращать его внимание на других людей, объяснять, что люди делятся на мужчин и женщин. Говорить о том, что мальчик, когда вырастет, станет мужчиной, а девочка — женщиной. И мама с папой тоже когда-то были маленькими девочкой и мальчиком. А еще почаще напоминать малышу о том, что он человек, поэтому устроен так же, как другие люди. Но вместе с тем каждый человек по-своему уникален. Поэтому другого такого малыша на свете нет. Ни у кого больше нет таких красивых глазок и розовых щечек. И никто не может так нарисовать солнышко, как он. Важно донести до малыша то, что он — личность. То есть единственный, особенный и неповторимый.
В процессе общения следует рассказывать ребёнку о том, что все в этом мире растет, в том числе и он сам. Можно посмотреть вместе с ним семейный альбом, показать его фотографии, когда он только родился и еще ничего не умел делать. Потом научился сидеть, ходить и даже бегать. А теперь вот уже много чего может делать сам, потому что подрос. И будет дальше расти и многому учиться.
Как тебя зовут?
Цель следующего урока — рассказать малышу о том, что у каждого человека есть имя. Для этого нужно:
- рассказывать о том, что когда человек рождается, мама с папой дают ему имя;
- спрашивать у крохи как его зовут. А также о том, какие имена носят мама, папа, бабушка и дедушка;
- рассматривать вместе с ребёнком фотографии людей, которых он хорошо знает, и называть их имена;
- предложить малышу придумать имена игрушкам — куклам и зверушкам. Вполне возможно, что в этом деле ему понадобится родительская помощь;
- придумывать вместе с малышом имена нарисованным в книжке людям и животным.