Важность чувств — как взрослых, так и детских — невозможно переоценить. С каждым из них у человека должен быть установлен хороший контакт. Очень часто людские проблемы имеют своей первопричиной невыраженные или неосознанные чувства. Не понимая, что на самом деле с ним происходит, человек словно «блуждает в тумане» — ошибается, принимает ложь за истину, делает не то, что хочет, отказывается от потребностей, вредит себе.
Психологическая практика показывает, что таким образом люди привыкли действовать еще с детства. Именно родители учат их с раннего возраста скрывать слезы, не радоваться слишком сильно, не злиться, потому что это некрасиво, быть вежливым, когда в душе на самом деле другое. Кроме того, взрослые сами часто плохо знают свой внутренний мир или не понимают, что происходит в нем. Глядя на родителей, ребёнок берет пример и также, как они, учится не обращать внимания на душевные волнения, переживания, тревоги.
Почему важно учить ребёнка выражать чувства? Как правильно это делать? Что может случиться с ним, если все его эмоции будут скрытыми, измененными, отвергнутыми? Ответы на эти и другие вопросы можно получить из этой статьи.
«Прекрати немедленно!» или чего боятся родители
Многие родители требуют от своих детей перестать плакать, бояться, злиться. С точки зрения общества, данные чувства не являются принятыми, одобряемыми, приемлемыми. Автоматически, социум «вешает ярлык» на того, кто склонен открыто выражать негативные эмоции.
«Несдержанный», «Злой», «Трусливый» — может услышать человек, у которого не получается контролировать эмоции. Их удерживание внутри себя действительно стоит больших энергетических затрат. Почему так происходит? Потому что, скорее всего, человеку, когда он был ребёнком, слишком часто приходилось демонстрировать окружающим не то, что он на самом деле испытывал. «Как ты смеешь злиться на мать», «Ты должен уважать старших», «Не смей кричать на отца», «Как тебе не стыдно показывать слезы — ты же мужчина», «Ты очень некрасивая, когда злишься», «Девочки не должны капризничать», «Как тебе не стыдно бояться — ты уже большой» — чем больше таких фраз получает ребёнок, чем сильнее он привыкает к тому, что его отрицательные чувства являются чем-то неправильным, постыдным, запретным.
Осознавая это, он перестает их демонстрировать, ради того, чтобы заслужить принятие, похвалу и одобрение взрослых. По этой причине человек привыкает ко лжи — уговаривает себя, что ему не страшно — и нарывается на опасность, долгое время прячет гнев — и «срывается» в самый неподходящий момент, стыдится, чувствует себя виноватым — однако, ни с кем не смеет поделиться этими ощущениями. Поэтому, если ребёнка с детства приучать к тому, что все, что он испытывает — плохо, неправильно, стыдно, очень скоро он сам поверит в это, и вырастет с большим количеством личностных комплексов. Родители запрещают детям проявлять отрицательные чувства не со зла и не из вредности — просто, точно также их когда-то воспитывали отец и мать, и они не знают, что можно вести себя по-другому с ребёнком, который плачет, злится или боится.
Причины, по которым родители не переносят отрицательных эмоций ребёнка:
- прямое «попадание» в собственную детскую травму, когда переживать болезненные и неприятные эмоции запрещалось;
- переживание раздражения в ответ на чувства ребёнка — нежелание «расхлебывать» эту «кашу» из слез, истерик, страха, гнева, боли;
- страх того, что ребёнок, если ему позволять злиться, таким и останется, а тот, кто говорит о том, что ему страшно — будет бояться всего и всегда.
Почему дети чувствуют себя отвергнутыми?
Совсем необязательно бросать ребёнка для того, чтобы он почувствовал себя одиноким. Достаточно отрицать все, что он испытывает, запрещать ему выражать эмоции, всем поведением демонстрировать, что такой — перепуганный, злой, тревожный, раздраженный, возбужденный — он становится ненужным и неудобным. Все чувства детей — и положительные и отрицательные — это часть детской личности. Поэтому, когда родители запрещают детям выражать эмоции, они, тем самым, отворачиваются не только от негативных детских проявлений, но и от самого ребёнка. В этот момент он чувствует себя по-настоящему покинутым, нелюбимым, неважным.
На прием привели ребёнка 5 лет с яркими признаками аутоагрессии. Девочка периодически наносила себе увечья — царапала, кусала, тянула и выдергивала волосы. Работа с семьей показала, что ребёнок воспитывается в очень строгих и деспотичных условиях. Родители не признавали малейшего намека на слезы или злость с ее стороны. Мать и отец хотели видеть послушную, милую, покладистую и всегда улыбчивую девочку, ведь, по их словам, они создали все условия для того, чтобы она радовалась жизни и никогда не грустила. Ребёнок, в свою очередь, мог расстроиться, испугаться или обидеться на что-то, вне зависимости от того, насколько хорошо позаботились родители о сохранности ее эмоционального состояния. Однако любые проявления негативных эмоций были под строгим запретом взрослых. Если бы чувства для человека были видимыми, он бы смог наблюдать, как они, в случае не выражения, остаются внутри, накапливаются, и постепенно их становится так много, что они перестают помещаться внутри и просятся наружу. В данном примере подавленные чувства ребёнка вышли через самоповреждение — не имея возможности злиться или плакать в открытую, девочка стала выражать агрессию как сумела — на себя.
Как правильно поддерживать ребёнка?
Родителям не составляет труда радоваться и веселиться вместе с детьми, разделять их удивление и восторг, однако, проживать вместе боль, печаль, капризы не является приятным и удается далеко не всем. Чтобы научиться делать это и обезопасить, тем самым, своего ребёнка от многих проблем в будущем, следует знать, что от выражения негативных чувств ничего страшного не произойдет.
Своей поддержкой родители показывают ребёнку, что даже если он плачет, боится или злится, с ним все равно все в порядке. Чувствуя такую поддержку взрослых, ребёнок освобождается от негативных эмоций, успокаивается, чувствует себя принятым и нужным.
Большинство детских психологов учат родителей поддерживать ребёнка через активное слушание. Для того, чтобы делать это, нужно обладать хорошим уровнем эмпатии и понимать, что происходит с другим человеком. Как стать отражением чувств ребёнка? «Выключить» на время свои эмоции, сосредоточиться на том, что происходит с ним и начать говорить о его состоянии. Например: «Ты злишься, потому что хочешь побыть со мной, а я веду тебя в детский сад», «Ты плачешь, потому что тебе обидно, что с тобой не поделились игрушкой», «Ты испугался большой собаки. Хочешь расскажу тебе, чего я боюсь?». Таким образом, ребёнок начнет осознавать, что с ним происходит, а значит, быстрее научится управлять своими эмоциями. Кроме того, поддержка родителей позволяет детям быстрее успокаиваться.
Как ребёнку выражать чувства?
Стаканчик для криков, подушка для битья, рисование, раскрашивание, уничтожение бумаги — все это отлично подойдет детям, когда эмоции переполняют их. Снизить уровень страха можно, если долго рисова
На прием привели ребёнка 5 лет с яркими признаками аутоагрессии. Девочка периодически наносила себе увечья — царапала, кусала, тянула и выдергивала волосы. Работа с семьей показала, что ребёнок воспитывается в очень строгих и деспотичных условиях. Родители не признавали малейшего намека на слезы или злость с ее стороны. Мать и отец хотели видеть послушную, милую, покладистую и всегда улыбчивую девочку, ведь, по их словам, они создали все условия для того, чтобы она радовалась жизни и никогда не грустила. Ребёнок, в свою очередь, мог расстроиться, испугаться или обидеться на что-то, вне зависимости от того, насколько хорошо позаботились родители о сохранности ее эмоционального состояния. Однако любые проявления негативных эмоций были под строгим запретом взрослых. Если бы чувства для человека были видимыми, он бы смог наблюдать, как они, в случае не выражения, остаются внутри, накапливаются, и постепенно их становится так много, что они перестают помещаться внутри и просятся наружу. В данном примере подавленные чувства ребёнка вышли через самоповреждение — не имея возможности злиться или плакать в открытую, девочка стала выражать агрессию как сумела — на себя.