Утренники с патриотическими песнями, группы детсадовцев, возлагающих цветы к Вечному Огню, минуты молчания и уроки патриотизма в школах — каждый из нас знает несколько песен и наверняка помнит стихи о войне, рассказы про пионеров-героев, видит парад на 9 Мая и даже, возможно, участвует. Всегда ли такие мероприятия положительно влияют на детей, достигают поставленных целей? На этот сложный вопрос невозможно дать однозначный ответ: многое зависит и от установки родителей, и от опыта старшего поколения, от того, как принято отмечать День Победы в семье. MedAboutMe собрал мнения нескольких родителей, живущих в России и за ее пределами: как взрослые воспринимают уроки воспитания патриотизма в нашей стране, что они сами говорят детям, а также как в других странах малышам и школьникам рассказывают о Второй Мировой.
Что полезно детям?
Даже в самых маленьких населенных пунктах и замкнутых поселениях есть информационное поле, от которого не удастся оградить подрастающего ребёнка. Ну а традиционные рассказы в школах и детских садах, линейки, парады и праздничные мероприятия с салютом в городах, естественно, привлекают внимание детей и вызывают массу вопросов. Можно пустить образование ребёнка в вопросах про войну «на самотек», а можно рассказывать об этой теме самостоятельно. Что лучше?
К сожалению, на этот вопрос придется ответить самим родителям. Кто-то транслирует свой ранний опыт чтения стихов о голодной блокаде и ночных кошмарах после, просмотров военных фильмов и мучительных страхах на своих детей и резко реагирует на любые попытки заставить ребёнка стоять в пилотке на утреннике, кто-то возит дошкольников смотреть на доты и окопы и просит прабабушку поделиться воспоминаниями о том, как бомбили соседнюю деревню.
«Я не понимаю, зачем дошколятам узнавать, что их сверстники умирали голодной смертью и ели гнилую картошку с лебедой, пока их родители и деды погибали в окопах?»
«Я сама мучилась ночными кошмарами лет до 12-13 после всех этих «Дневников Анны Франк» и «этой девочки в ватных штанах и триухе». А мой пятилетний на днях вдруг разрыдался на пустом месте, начал обниматься и причитать: «Я боюсь, что тебя убьют». Оказалось, что в садике им про войну так рассказали, что у нас истерика началась».
«Я категорически не приветствую все эти зазубривания стихов и торжественные минуты молчания. Но при этом мы ездим в гости к прабабушке за рассказами о блокаде Ленинграда. Подробностей и деталей, конечно, пока избегаем, но вот показывали на примере, как выглядела суточная пайка хлеба. Цель — дать понять, что война — это ужасно.»
Когда надо начинать рассказы о войне?
Первые шаги по изучению истории своей страны начинаются в 3-4 года. И если ребёнок не получает никакой информации в семье, объём знаний и мероприятия детского сада могут доставить немало переживаний.
«Я сама мучилась ночными кошмарами лет до 12-13 после всех этих «Дневников Анны Франк» и «этой девочки в ватных штанах и триухе». А мой пятилетний на днях вдруг разрыдался на пустом месте, начал обниматься и причитать: «Я боюсь, что тебя убьют». Оказалось, что в садике им про войну так рассказали, что у нас истерика началась».
«Я категорически не приветствую все эти зазубривания стихов и торжественные минуты молчания. Но при этом мы ездим в гости к прабабушке за рассказами о блокаде Ленинграда. Подробностей и деталей, конечно, пока избегаем, но вот показывали на примере, как выглядела суточная пайка хлеба. Цель — дать понять, что война — это ужасно.»
и, прошептал «хочу, чтобы войны не было».Рассказы и мероприятия в других странах
Раньше у нас было 4 мая, День Памяти погибших на войне и 5 мая, День Победы, ветеранов, были празднования, уроки в школах, посвященные историческим аспектам.
Пока были живы ветераны, проводились мероприятия в их честь с их участием, парады, даже прыжки 80-летних парашютистов. Сейчас это часть истории, о ней рассказывают в детских садах и школах, но решение о праздновании — исключительно семейный вопрос. «Оранжевая организация» устраивает шествия, обычно в районе кладбища Маагратен.
Германия — наш сосед, и странно, находясь в Европейском Союзе, праздновать победу над соседом. Память о войне, жертвах и надежда, что уровень взаимопонимания не позволит соседям враждовать, это основные постулаты.
Никаких возложений цветов, стихов и утренников в детских учреждениях нет и не было. По желанию родителей учителя могут проводить встречи с рассказами о войнах, организуются местные парады, выставки для напоминания о том, что не должно повториться. Но все это не затрагивает детей в садах и школах, участие — дело семейное.
О Холокосте в совсем простой форме начали рассказывать в детском садике в 3-4 года. В день памяти жертв Холокоста у нас звучит сирена, и детям объясняли, что сейчас будет такой звук, это в память о погибших во время войны. Война была очень давно, тогда погибло много евреев. Мы постоим и помолчим одну минуту.
Дома также, конечно, обсуждают, особенно, учитывая ситуацию в Израиле сейчас. Рассказывают, что теперь у нас есть армия, мы можем защищаться и такого не повторится. К 6 годам начали рассказывать о фашизме, ненависти по национальному признаку, мне кажется, у сына начинает формироваться понимание, что это не просто сирена, свечки, белая одежда, а память о тех людях, причем во многих семьях — родных, которые из-за той войны не с нами.
Специальных празднований, как в моем детстве в СССР, здесь нет. Но очень много уроков в школе посвящается теме второй мировой войны, с самого начала. 11-12летние школьники у нас изучают ее весь семестр, ездят на несколько дней в Лондон специально для погружения в историю WWII, ходят по музеям, смотрят тематические фильмы.
На уроках обыгрывают военную тематику, чтобы дать более полное представление. На литературе, например, пишут сочинения на тему «письмо домой из эвакуации», могут составлять списки, что брать с собой и т. д.
Саму победу не празднуют, вспоминают ушедших, отдают должное оставшимся ветеранам. Основная тема, конечно, что любая война — это ужасно, и такое никогда не должно повториться.