Пранки и челленджи – такие слова не просто появились в нашем словаре. Их уже запретил YouTube: видео с пранками и челленджами считаются опасными для жизни. В особенности – детей и подростков. У них сразу две угрозы: зависимость от смартфонов, которая уже доказано вредит психическому здоровью, и попытка поучаствовать в розыгрышах и экспериментах. MedAboutMe рассказывает, что стоит знать взрослым и обсуждать с детьми: челленджи-2019 и проблемы аддикции.
«Съешь меня»: как несъедобное вызывает аппетит
Tide Pod Challenge – тот самый пример, когда от шуточной рекламы появились мемы, а дальше начало нарастать количество отравлений. Капсулы для стирки «Тайд» на рынке были еще в 2012 году, но затем компания проявила креатив и выпустила небольшую рекламу, в которой ребёнок рассказывает, какие яркие эти капсулы, как они вкусно пахнут и как их хочется съесть.
Капсулы с жидкостью для стирки лежали в вазочке и были так похожи на конфеты, а рассказ ребёнка оказался так забавен и убедителен, что появились последователи. Сначала короткие видео и фотографии, затем эксперименты «готовим Tide Pod в стиле Гордона Рамзи», «красочные пиццы», капкейки с несъедобным украшением. В продолжении уже были ролики, в которых кто-то брал в рот эти капсулы, затем надкусывал, проглатывал…
В итоге количество отравлений резко возросло. Органы здравоохранения США и Канады выпустили предупреждения об опасности поедания средств для стирки (интернет-пользователи отреагировали воззванием к производителю выпустить новые вкусы). Появилась горячая линия для тех, кто все же не послушался и раскусил капсулу… Пока наконец YouTube не начал блокировать аккаунты с роликами и вроде бы случаи отравлений начали прекращаться.
Исследователи еще в 2014 году предупреждали об опасности бытовой химии, имитирующей пищевые продукты по виду и запаху. К ним, кстати, относится и обычное мыло – порой нежный и аппетитный запах так и провоцирует попробовать на вкус.
Невербальные пищевые метафоры – так называют вид и аромат несъедобных предметов, которые стимулируют отделы мозга, ответственные за аппетит. Исследователи полагают (и не без основания), что производители бытовой химии используют такие «обманки» нарочно для увеличения продаж.
Теперь средства для стирки компания-производитель делает горькими и настойчиво рекомендует не раскладывать их в вазочки для конфет, как в рекламе, а прятать подальше. Особенно, если в доме есть дети или люди с психическими, неврологическими заболеваниями, например, болезнью Альцгеймера.
«Птичий короб»: с завязанными глазами за руль
Bird Box Challenge – еще один вирусный челлендж, который появился после выхода на экраны триллера «Птичий короб» с Сандрой Буллок. В фильме Землю захватили существа, которые сводят с ума всех, кто их увидит. Поэтому единственное спасение – завязать глаза и все делать на слух. Готовить, ходить по дому и вокруг, водить машину…
Смысл челленджа ясен: надо завязать глаза, как в фильме, и попытаться повторить все действия и даже больше. А еще снять это на камеру и выложить в сеть. Итог – резко возросшее количество травм, ожогов и автомобильные аварии. Да, появились и те, кто решается выехать на улицы, ориентируясь только на слух.
Компания Netflix выразила признательность за любовь к фильму, но настойчиво порекомендовала «прекратить безумные эксперименты», которые опасны для здоровья и жизни.
Fire Challenge: поиграй с собой в пожарного
Еще более безумным выглядит Fire Challenge. Участнику предлагается облить себя горючей жидкостью, поджечь, а потом потушить. И, конечно, снять все на камеру. Объяснять результаты не надо, а вот мотивы тех, кто добровольно занимается самосожжением ради популярности, понять непросто.
Подростковый возраст весьма непрост. Одно из свойств психики в этом периоде – вера в собственную неуязвимость.
Если рассказать о таком «развлечении» и спросить мнения, абсолютное большинство скажет, что это опасно и делать так нельзя. Более того, подростки объяснят это и друзьям. Но вот в отношении себя стопор не срабатывает: «со мной такого точно не случится». Демонстративное рискованное поведение подпитывается уверенностью в собственной неуязвимости.
Это нелогично, но правда. И об этой особенности надо помнить.
Кстати, не стоит считать, что подростки – это дети лет с 14-15. Значительная часть участников таких челленджей только достигли 10, а есть и дети младшего школьного возраста. Хотя за руль с завязанными глазами им не сесть, но вот в остальных экспериментах они довольно «успешно» участвуют. Причин много, и одна из них – наличие современных гаджетов и зависимость от них.
Смартфон и ребёнок: новое исследование
Для всех родителей, которые когда-либо были обеспокоены зависимостью своего сына-подростка или дочери к своему смартфону, у ученых есть новое сообщение: у вас есть серьезные основания для беспокойства. Гаджеты действительно подвергают подростков риску, когда речь заходит о психическом здоровье. И речь даже не о челленджах, а о постоянном просмотре соцсетей или картинок с котиками.
Ну, исследователи из Корейского университета в Сеуле, Южная Корея, говорят, что у вас есть основания для беспокойства.
Доктор Хен Сук Сео из Корейского университета предупреждает, что в зависимости есть больше опасности, чем пустая трата времени или попытки переходить дорогу со смартфонами в руках.
В подростковом возрасте зависимость от смартфона вызывает химический дисбаланс в тканях головного мозга, который провоцирует депрессии и повышенную тревожность. А избавиться от этих состояний человек пытается опять же «зависая в сети»: так работают «дофаминовые петли».
Ученые ориентировались не на внешнюю симптоматику психических нарушений, а на анализы. Выводы делали по уровню гамма-аминомасляной кислоты (ГАМК) и глутамат-глутамина (Glx).
ГАМК является нейромедиатором, который взаимодействует с нервными синапсами, замедляя передачу сигналов между клетками головного мозга. ГАМК уравновешивает действие Glx, который относится к возбуждающим нейротрансмиттерам, ускоряющим процесс передачи сигналов.
Дисбаланс в уровнях ГАМК и Glx играют определенную роль в расстройствах настроения, таких как депрессия и тревога. Их соотношение также изменяется при наркомании, так что интернет-аддикцию, зависимость от смартфонов и игр можно отнести к «цифровой наркомании».
Психолог и коуч Дамир Каримов недавно опубликовал историю, произошедшую в сего собственной семье с единственным сыном. 11-летний мальчик из-за аддикции за несколько месяцев умудрился украсть с карт родителей и потратить более 200 тысяч рублей на онлайн-игры.
Он подчеркивает, что мнение о типах аддиктогенных семей, в которых дети чаще всего развивают зависимость, неверно. Считается, что основные типы воспитания, провоцирующие ребёнка на аддикции, это гиперопека («родители-вертолеты»), гипоопека и непоследовательный стиль воспитания. Но в случае с семьей Каримовых все было более, чем благополучно, с диалогами и уважением к ребёнку, доверием к сыну-отличнику, победителю олимпиад и конкурсов.
От игровой зависимости это не спасло.
Пока классические книги по психологии уверяют нас, что все дело – в том, что родители не уделяют внимания или не уважают собственных подростков, те идут за горючей смесью или в соцсети, где их провоцируют на опасные эксперименты. В попытках оградить ребёнка от опасностей внешнего мира взрослые склонны недооценивать риск, появляющийся в доме из таких полезных гаджетов. Что делать? Все же стараться больше разговаривать и объяснять, а еще – контролировать, что на самом деле происходит в окружении ребёнка, какие страницы пользуются особой любовью. И откладывать почаще собственные смартфоны в сторону: аддикция у взрослых – прямой провокатор детских зависимостей.