Почти все знают, что подростки могут быть очень трудными детьми. В чем заключается сложность общения с ними? Они не признают авторитета взрослых, грубят, все пытаются делать по-своему, даже иногда наперекор матери и отцу, «замыкаются» в себе, остро и неадекватно реагируют на критику в свой адрес, просьбу или замечание.
Подростковый возраст в детской психологии называется «вторым рождением», потому что организм и психика ребёнка активно меняются, стремятся к развитию. Именно в это время родители получают возможность исправить ошибки, которые допустили в воспитании, когда подросток был еще ребёнком и «снять» с него последствия детских психотравм. Как это сделать — читайте в данной статье.
Сценарий жизни детей
Многие родители с нетерпением ждут, когда подростковый возраст подойдет к концу, и не обращают внимания на ребёнка, другие — пытаются активно «сломать» его, желая переделать и навязать свою волю, третьи — воспитывают, стараясь сделать из него «нормального» человека. По этим и другим причинам, в подростковом возрасте могут появиться такие неприятные сюрпризы как: приобретение вредных привычек, открытое неуважение старших, уходы из дома, драки, суицидальные попытки
Подростки, которыми трудно управлять, делятся на 2 типа: первые активно меняются в силу природных особенностей, гормонов и стремления скорее повзрослеть, а вторые, кроме этого, «несут» на себе последствия психотравмы, полученной в детстве. Чаще всего, причиной ее появления выступает неправильное воспитание со стороны матери и отца.
Каждый ребёнок «пишет» свой жизненный сценарий. Он формируется еще в младенческом и раннем возрасте. Установки, которые влияют на его формирование, также, могут усваиваться от родителей, когда ребёнок — дошкольник или школьник. На протяжении жизни, до подросткового возраста, дети «впитывают» все, что в них «вкладывают» мать и отец. Если это критика, непонимание, манипулирование чувствами стыда и вины, то ребёнок с большой вероятностью, когда станет подростком, будет нести на себе все «отпечатки» психотравмы. Какими признаками, в таком случае, будет отличаться его поведение?
- Замкнутость и раздражительность;
- ненависть к себе и миру;
- отсутствие друзей;
- низкая самооценка и неуверенность;
- приобщенность к группировкам, отличающимся преступным характером;
- желание уйти из дома.
Кроме агрессивной и саморазрушительной направленности, подростки могут «регрессировать» в противоположные проявления:
- Остановка в эмоциональном или интеллектуальном развитии. Например, ребёнок, которому 14 лет, ведет себя, словно ему 9 или 10 — часто плачет, жалуется, не может решать свои проблемы самостоятельно;
- полная зависимость от окружающих — родителей, друзей;
- низкая самооценка;
- невозможность справляться с учебой;
- мнение о себе, основанное на том, что говорят о нем другие.
Подростки, в таких случаях, очень страдают, а родители пытаются «переделать» их, чтобы «подогнать» под свои ожидания.
С какими травмами живут подростки?
Психологическая травма — это состояние человека, при котором он не может быть объективным, чувствовать себя счастливым и свободным, в силу ограничивающих его убеждений. Они формируются на основе травмирующего опыта, который ребёнок получил в детстве.
Подростки живут со следующими травмами:
- непринятие себя и своей природы;
- сильное ощущение своей ничтожности и неполноценности, вызывающее желание умереть;
- навязчивая идея сделать этот мир еще «хуже, чем он есть» — например, совершить преступление, чем подтвердить бессознательную установку, что мир слишком плох для жизни;
- ощущение нелюбви к себе;
- одиночество;
- постоянное сравнение себя с окружающими и проигрывание им;
- сильная зависимость от взрослых, непонимание того, что они могут сами.
Как отличить естественные процессы взросления ребёнка — его комплексы, страхи, необъективное поведение — от наличия психологической травмы? Ребёнок, который просто взрослеет и меняется, может делать и чувствовать то же самое, что и травмированный, однако, он «включается» и позволяет помогать себе, когда родители это делают.
Дети с травмой детства «закрыты» для взрослых — их базовое доверие к матери и отцу уже нарушено и, прежде, чем пытаться помочь ребёнку «заново родиться» в подростковом возрасте, нужно сначала восстановить доверительные отношения.
Что могут сделать родители для ребёнка?
Так как, подростковый возраст — это период второго рождения, то ребёнок в этот период должен получить все то, что необходимо младенцу. Самые главные составляющие его здоровой психики — это потребность в безопасности, любви и внимании родителей. Однако, не стоит забывать, что дети-подростки — уже не младенцы и с ними невозможно делать то, что с малышами. Что могут сделать мать и отец?
- повышать самооценку и уверенность подростка похвалой и признанием его заслуг;
- «взращивать» в нем ощущение, что с ним все в порядке;
- доверять ему и демонстрировать это доверие;
- проявлять безусловную любовь — когда любят просто так, а не за что-то;
- общаться с ним легко и непринужденно, своим отношением демонстрируя принятие и уважение;
- слышать и замечать его чувства и потребности. Не запрещать плакать, злиться, расстраиваться;
- давать понять ребёнку, что, родители, несмотря ни на что, всегда на его стороне;
- ставить ему границы и соблюдать их сохранность — не позволять делать все, что захочется, применять меры наказания, если необходимо;
- отказаться от таких фраз, как «Если бы не ты…», «Все из-за тебя…»;
- не навешивать на него ответственность за чувства других;
- искренне интересоваться его увлечениями и желаниями;
- понимать ребёнка так, как если бы это был лучший друг.
Дети в подростковом возрасте пытаются активно сопротивляться всему, что предлагают им взрослые. Так, они могут упорно «не замечать» стараний родителей наладить отношения, стать ближе, хвалить и любить безусловно. В этом случае, взрослым не стоит «опускать руки» и возвращаться к привычным методам воспитания — жестким и критикующим, ведь, подросток, по сути, только и ждет, чтобы подтвердить свою бессознательную установку о том, что его никто не любит и он никому не нужен, лежащую в основе негативного жизненного сценария.
Поэтому взрослым, если они действительно хотят исправить ошибки в воспитании ребёнка, следует запастись большим количеством терпения, чтобы восстановить доверие ребёнка, оздоровить его личность и построить новые, теплые, близкие отношения с ним.