Зима на исходе: все радуются, что через три месяца наступит долгожданное лето! Вместе с этим, многие родители с тревогой поглядывают на календарь: всего лишь через полгода распахнет свои двери школа для их детей-первоклассников. В учебных заведениях активно идет прием документов от родителей, но это лишь малая часть подготовки к первому классу. Что же еще нужно успеть сделать до 1 сентября? Чему научить ребёнка? Над чем поработать?
В школу с багажом знаний
Современные родители нередко оказываются напуганы предстоящей школой еще с тех пор, когда их ребёнок «под стол пешком ходил». Ведь от детей требуют невероятных знаний: писать, считать, читать, знать иностранные языки (желательно несколько) еще будучи в детском саду. Чтобы свой ребёнок не отставал от программы (и других очень умных ребят), мама и папа с 2-3 лет отдают кроху на всевозможные развивающие занятия, нанимают репетиторов и испытывают на своих малышах суперсовременные методики раннего развития. Действительно ли это надо?
На самом деле, общеобразовательные школы не требуют от ребёнка умения читать и писать к моменту поступления в 1 класс. Более того, учителя просят не учить детей читать и писать насильно, особенно, в том случае, когда родители не знают, как правильно это сделать. Переучивать гораздо сложнее, чем сразу научить так, как надо.
Занятия с дошкольниками должны, прежде всего, приносить удовольствие ребёнку. Многие дети учатся читать к школе сами легко и непринужденно. Конечно, им программа первого класса будет даваться легче.
Однако есть и другая сторона медали. Те дети, которые практически знают всю программу первого класса еще до 1 сентября, в самой школе начинают скучать и отвлекаться. Часто их быстро перегоняют те, кто еще недавно не умел ничего. Ведь для первоклассника не так важен стартовый багаж знаний, как желание учиться и узнавать что-то новое. Ребёнку нужно объяснить еще до школы, что туда он идет за новыми знаниями, а не для того, чтобы показать учителю и ребятам все то, что он блестяще умеет делать.
На что действительно важно обратить внимание? Родителям стоит сделать упор на развитии мелкой моторики, много рисовать, лепить, собирать головоломки и различные конструкторы, читать книги вслух, рассуждать вместе с ребёнком, много разговаривать, заниматься творчеством.
Выработка чувства ответственности
Детский сад можно было прогулять, если просто не захотелось туда пойти. Можно было сделать внеплановый выходной посреди недели или уйти домой пораньше. За опоздание на завтрак тоже никто не ругал. В школе такой подход к посещениям и опозданиям не допустим. Пропуски — только по уважительной причине, а за каждое опоздание придется лично отвечать перед учителем, причем самому, а не маме. А еще и домашнее задание нужно выполнять ежедневно.
Сейчас самое время рассказать ребёнку о школьном режиме дня, о том, что такое школьный звонок, урок и перемена. Неплохо приобрести для ребёнка свой собственный будильник (можно с веселой детской тематикой) и порепетировать свой подъем утром. Желательно примерно посчитать, сколько времени потребуется на сборы ребёнку перед школой, и начать будить его в положенное время. Соответственно потребуется установить время четкого отхода к ночному сну, если до сих пор это в семье не определено.
Стоит постараться не опаздывать в садик и не прогуливать его без видимой на то причины, не пропускать кружки и секции только потому, что ребёнок устал и не хочет никуда идти. С тем, что такое ответственность, в чем разница между словами «хочу» и «надо» необходимо познакомить дошкольника заранее.
Дисциплина на первом месте
Нередко дети представляют школу как нечто страшное. Определенная вина родителей в этом есть. Сами того не замечая за собой, мама и папа порой запугивают школой своего ребёнка. «Вот пойдешь в школу, там тебе покажут!» — говорят родители непослушному ребёнку. «За такое поведение тебе только двойки будут ставить!» — еще одна распространенная страшилка для дошколят.
Необходимо не пугать ребёнка тем, что будет за его поведение или непослушание, а просто рассказывать о том, какие правила поведения приняты на уроке и на перемене. Почему нужно быть внимательным на уроке? Почему нельзя кричать с места? Зачем посещать туалет на перемене, а не посреди урока? Как общаться с одноклассниками? Какие правила безопасности стоит соблюдать на переменах и почему?
Рассказывать о школе нужно позитивно, стараться заинтересовать ребёнка, увлечь его. Самое время почитать веселые рассказы о ребятах и школе русских писателей (например, произведения Н. Носова и В. Драгунского). Дать понять ребёнку, что детство никуда не уходит, просто он стал немного взрослее и ответственнее, у него появляются новые обязанности.
Очень хорошо помогает в плане именно дисциплинарной подготовки школа будущих первоклассников или подготовительные курсы для тех, кто скоро пойдет в школу. Сами учителя рассказывают, что они не учат на подобных курсах читать и писать, а делают упор именно на дисциплине, готовят ребёнка к новому режиму, знакомят с самой школой. Курсы для будущих первоклассников не являются обязательными в нашей стране, но лишними они точно не будут. Особенно стоит обратить на них внимание родителям детей, у которых хромает послушание в детском саду, а также тех детей, кто вообще не посещает детский сад.
Детство не кончается
Как ни странно, но о том, что шестилеткам нужно успеть наиграться, постоянно говорят и воспитатели в детском саду, и педагоги начальных классов. Многие родители отмечают, что дети не спешат уходить домой из садика и просят забирать их попозже. Дело в том, что учебно-воспитательная программа подготовительной группы очень напряженная, детей усиленно готовят к школе. Времени на игры им остается не так и много в течение дня.
Чем помочь маме и папе? Не нужно стыдить ребёнка и говорить ему, что он уже большой и пора забывать о своих игрушках и малышовых играх. Не нужно вместо любимого конструктора или кукол дарить на день рождение тетради и портфель. Нужно ценить и беречь детство, детские игры и игрушки. Важно проводить много времени вместе, гулять, ходить в гости к другим детям и приглашать их к себе домой.
Одевание и личная гигиена детей
К подготовительной группе детского сада большинство детей уже умеют самостоятельно одеваться и раздеваться, не путают правый и левый ботинки и знают, с какой стороны у колготок есть две полосочки. Однако это еще не все, что нужно уметь к школе. Далеко не все дети умеют завязывать шнурки. Да, сейчас очень много обуви без шнурков, и необходимость этого навыка отпадает. Но принцип завязывания шапки — тот же самый. Если ребёнок носит шапку с завязками, и есть шанс того, что у него будут кеды на шнурках, то стоит заранее научить его пользоваться этими непослушными веревочками.
Отдельно стоит сказать о повседневной одежде. В большинстве школ введена форма, ну или просто строгий стиль в одежде. Девочкам оказывается проще. С сарафаном или юбкой они знакомы еще с детского сада. А вот мальчишкам гораздо сложнее. То, что он легко справлялся с шортами и футболкой в садике — это прекрасно. Но вот справиться с рубашкой, брюками и, может, даже ремнем уж не так-то просто. Поход в туалет часто становится целым испытанием для них. Лучше всего периодически тренироваться дома и заранее научить мальчика заправлять рубашку в брюки, застегивать ширинку и ремень.
Немного об аккуратности. Кто не забирал своего ребёнка из садика в чужих колготках, потому что на свои пролит компот, или в грязной футболке со следами обеденного борща? В детском саду проблем не возникало: можно было переодеться, одолжить наряд у подружки или просто ходить в грязном до прихода мамы. В школе есть форма, и, как правило, в одном экземпляре у каждого ученика. Стоит научить ребёнка аккуратно есть, применять столовые приборы по назначению, не толкаться в столовой и за столом, пользоваться бумажными и влажными салфетками.
Маршрут в школу и обратно
Официально детям разрешено гулять на улице одним и выходить из дома без сопровождения родителей с 7 лет, то есть, первоклассник может сам ходить в школу и домой. Конечно, большинство родителей провожают и встречают своих детей в первом классе, берут отпуск в сентябре, меняют режим работы, привлекают на помощь бабушек и нянь, и даже, в редких случаях, увольняются со своей работы.
Но во всех семьях такое невозможно. Есть профессии и организации с очень строгим режимом работы. Отпуск на весь год взять тоже невозможно, да и бабушки есть не у всех. Поэтому некоторым первоклашкам приходится самостоятельно ходить в школу и домой. Даже в том случае, если подобного в семье не предполагается, научить ребёнка добираться до школы и до дома нужно. Ведь в жизни бывает всякое: папа может уехать в командировку, а бабушка — заболеть.
Уже сейчас, за полгода до 1 сентября, можно периодически проходить этот путь или просить ребёнка провести маму данным маршрутом. Важно обращать внимание на разные дороги, светофоры и пешеходные переходы. Возможно, что один путь гораздо короче, а другой — безопаснее.
Лучше, не дожидаясь осени, сделать ребёнку дубликат ключей от квартиры и научить его ими пользоваться. Как войти в подъезд самому? Лучше подняться по лестнице пешком или вызвать лифт? Что делать, если застрял лифт? Почему лучше не входить в подъезд с незнакомыми людьми? Все эти вопросы должны быть изучены ребёнком планомерно и без лишних запугиваний.
Один дома
В разных школах учебное время заканчивается по-разному. Где-то дети отправляются домой после 3-4 уроков, а где-то работает группа продленного дня. Но даже во втором случае в 15-16 часов первоклассники обычно полностью освобождаются. Если рабочий день родителей длится дольше, а бабушек и дедушек нет, возможно, придется несколько часов посидеть дома одному. Это тоже надо уметь, а сейчас есть возможность этому потренироваться еще до школы.
Сколько времени придется ребёнку ждать родителей? Чем заняться в это время? К кому из соседей можно обратиться за помощью в случае опасности или возникновения непредвиденных ситуаций? Как разогреть еду? Какими бытовыми приборами можно пользоваться, а какими — нет? В этих вопросах у каждой семьи есть свой правильный ответ, свои границы дозволенного.
Карманные деньги
Вместе с появлением в жизни ребёнка начальной школы появляется необходимость умения пользоваться карманными деньгами. В некоторых школах введена система банковских карточек, чтобы ребёнок мог расплачиваться за питание. Это удобно, так появляется родительский контроль над тем, ест ли ребёнок, и сколько денег он на это тратит. Но такое есть не во всех школах, и перед ребёнком встает еще одна задача — уметь расплатиться за свои покупки. Причем это может касаться не только буфета и столовой.
Примерно с 5-6 лет ребёнку можно завести свой кошелек и выделять некоторую сумму карманных денег. Ему нужно объяснить, как расплатиться в кассе, в каком случае продавец дает сдачу, а в каком — нет. Что делать, если он не видит нужный ему товар? Для чего дается чек и нужно ли его брать? Тех детей, которые неплохо ориентируются в числах, можно учить сравнивать цены с имеющейся у него суммой денег.
Отправляясь за покупками, стоит попросить ребёнка выбрать что-нибудь в магазине и самому расплатиться за этот товар на кассе. Известно, что дети легче учатся на примерах со стороны. Поэтому маме и папе рекомендуется платить в магазине не только банковской картой, но и наличными деньгами, чтобы ребёнок учился совершать покупки. Кстати, дома можно играть в любимую многими детьми игру «в магазин» и проигрывать самые разные ситуации в этом магазине.
Мобильный телефон: так ли он необходим?
Первоклассник без мобильного телефона — в настоящее время редкость. Даже в том случае, когда телефон не особо нужен, он приобретается, чтобы ребёнок был «как все» и не отставал от одноклассников.
Какой телефон приобрести ребёнку: отдать старую папину «звонилку» с кнопками или подыскать хороший смартфон — это остается на усмотрение родителей. Но «бывалые» родители и учителя склоняются больше к первому варианту. Телефон — это необходимое средство связи, а не игрушка, что довольно-таки сложно объяснить ребёнку-владельцу смартфона.
Закачанные игры, возможность выхода в интернет, хорошая камера быстро завладевают детскими умами и сердцами, отчего они перестают быть детьми уже в 1 классе. Уткнувшиеся в экраны дети на школьных переменках — крайне угнетающее зрелище для любого неравнодушного к их будущему человека.
Стоит помнить и о том, что дети постоянно теряют, ломают, разбивают свои телефоны. А родители вынуждены покупать новое средство связи ребёнку, чтобы меньше за него волноваться. Какой бы телефон ни выбрали родители, купить его или отдать стоит ребёнку заранее, а не дарить на 1 сентября. Так он сможет привыкнуть к телефону и научиться им правильно пользоваться. Первоклассник должен знать номера телефонов родителей наизусть или носить их всегда при себе, что он мог связаться с родителями даже в случае утери своего аппарата.