С первых дней пандемии врачи, ученые и население задавались вопросом: есть ли риск повторного заражения коронавирусом SARS-CoV-2? В первые месяцы люди, переболевшие COVID-19, облегченно выдыхали и счастливо писали в своих блогах: «Свобода! Можно больше не бояться!» Ученые же оставались намного более осторожными в своих прогнозах и указывали, что антительный иммунитет может в случае коронавируса оказаться довольно нестойкой и временной защитой.
А потом стали появляться первые сообщения о повторном заражении – и даже не через 6-8 обещанных учеными месяцев, а существенно раньше.
Что сегодня говорит наука о повторном заражении SARS-CoV-2, разбирался MedAboutMe.
Иммунитет после перенесенной коронавирусной инфекции
На сегодня нам известно, что у подавляющего большинства людей после первичного заражения SARS-CoV-2 формируется стойкий антительный ответ. Как и в случае других коронавирусов, выработка антител IgG к SARS-CoV-2 выходит на пик через несколько недель после заражения, а потом начинает снижаться.
Гуморальный (собственно антительный) ответ у разных людей может очень сильно различаться: по количеству изначально наработанных нейтрализующих IgG-антител и по скорости их постепенного исчезновения. До сих пор неизвестны факторы, которые определяют эти показатели.
По данным исследований можно предполагать, что:
- У пожилых пациентов антитела вырабатываются хуже и исчезают быстрее, чем у молодежи.
- У переболевших COVID-19 концентрация антител выше, чем у вакцинированных (но тут играют роль такое множество факторов, что это очень спорное утверждение).
- У тяжело переболевших COVID-19 концентрация антител выше, чем у тех, кто бессимптомно перенес коронавирусную инфекцию (но уже есть данные о том, что все наоборот).
- У бессимптомных мужчин антител вырабатывается больше, чем у женщин. Более того, они еще и исчезают у представителей сильного пола медленнее, то есть защита сохраняется дольше.
Но даже если у человека уже совсем закончились нейтрализующие антитела, у него может сохраняться отличный устойчивый Т-клеточный иммунитет. То есть, он по-прежнему будет защищен от коронавируса. Правда, Т-клеточный иммунитет — вещь пока мало изученная. Анализ на его наличие можно в принципе сделать (в Москве), но стоимость его настолько не гуманна, а продолжительность защиты настолько туманна, что желающих проверить себя пока довольно мало.
По мере появления новых сообщений о повторных случаях COVID-19 население в целом смирилось с тем, что приобретенный спасительный иммунитет не вечен. Встал вопрос: а насколько же его хватит? За прошедший год активных исследований, наблюдений и сбора информации точный ответ до сих пор не получен. Примерно 6-8 месяцев для антительного иммунитета — это средний, предполагаемый показатель. У кого-то может быть меньше (3-4 месяца), у кого-то может быть больше... Маркеров стойкости иммунитета пока не существует.
Повторное заражение или...?
Расставаться с мыслями о приобретенной защите после перенесенного COVID-19 очень не хочется. Поэтому научное сообщество и обыватели до сих пор перебирают возможные объяснение фактам повторного положительного ПЦР-теста, которые уже нельзя признать за убийственную случайность:
- Теория о живучем вирусе
До сих пор нет точного ответа на еще один вопрос: как долго коронавирус может обитать в организме человека?
Так, по данным исследований, максимальная продолжительность выделения РНК пандемического коронавируса в верхних дыхательных путях составляет 83 дня (почти 3 месяца!).
В желудочно-кишечном тракте, куда вирус добирается позже, он тоже может определяться на протяжении длительного времени. Есть данные о том, что РНК вируса обнаруживается в образцах стула на протяжении еще 5 недель после того, как анализ мазка из дыхательных путей уже дает отрицательный результат.
Тут, правда, встает вопрос: что именно показывает ПЦР-тест: РНК живого вируса или его останков? Чтобы ответить однозначно, надо образцы биоматериала высевать в лаборатории, а эту процедуру в массовом порядке не проводят. Хотя результаты явно были бы интересными: есть исследования, согласно которым часть положительных результатов ПЦР-теста при проверке данным методом окажется пшиком — отдельные куски РНК коронавируса не представляют опасности.
- Теория о рецидиве заболевания
Подразумевает, что вирус на протяжении 3-4-5 месяцев не покидал тело человека, а сохранялся где-то в недрах организма в «дремлющем» состоянии — так, например, умеют делать ВИЧ, герпес-вирус и вирус папилломы человека (ВПЧ). А потом что-то его реактивировало – и болезнь пошла по второму кругу.
Пока ученые окончательно не опровергли эту теорию. Это можно сделать если фиксировать геном коронавируса в каждом конкретном случае. Вирус мутирует, поэтому вероятность того, что возбудитель COVID-19 №1 будет генетически идентичен возбудителю №2 через несколько месяцев в разгар пандемии – исчезающе мала. Подтвержденных таким образом сообщений о том же самом штамме, который вызвал рецидив заболевания, пока нет.
- Теория о ложных результатах тестов
На начальных этапах пандемии эта теория выглядело очень убедительно. Тесты тогда были сработанные на скорую руку, точность их колебалась в пугающих пределах 70-90%, а уж как для них получали образцы биоматериалов – заслуживает отдельного разговора с перечислением всех возможных ошибок, которые делали не только сами пациенты, но даже лаборанты.
Но прошел год. Мы многому научились за это время. Тесты с каждым месяцем становятся точнее, да и практика самостоятельного ковыряния в носу уходит в прошлое. Так что доля ложноположительных и ложноотрицательных результатов теста снижается с каждым днем.
Не менее важен следующий факт: ошибкой тестирования можно было бы объяснить отдельные случаи, разовые, как это было в самом начале пандемии. Но за год наблюдений у ученых накопилось достаточно данных, чтобы утверждать: нет, дело здесь не только в ошибке тестирования.
- Теория о новом штамме
Эта теория как раз рассматривает очень правдоподобную версию о том, что приобретенный иммунитет к SARS-CoV-2 хорошо работает против того штамма, которым человек переболел. Но против штаммов-мутантов он может не сработать в полную силу, обеспечив своему обладателю хотя бы более легкое течение болезни или вовсе полную ее бессимптомность.
Молодые моряки и среднестатистические гражданские: риски и реальность
На днях в журнале The Lancet Respiratory Medicine были опубликованы результаты исследования случаев повторного заражения коронавирусом SARS-CoV-2 у 2,2 тысяч молодых (18-20 лет) здоровых морских пехотинцев США. Наблюдения за ними велись с мая по ноябрь 2020 года, в среднем по 6 недель на человека. На момент начала исследования у 189 участников были выявлены антитела к SARS-CoV-2.
За время наблюдений положительный результат ПЦР-теста на COVID-19 показали 19 человек из 189 серопозитивных участников (10%). А среди тех, кто на момент начала исследования еще не был знаком с коронавирусом, положительный ПЦР-тест был получен для 1079 испытуемых (48%). То есть, коэффициент заболеваемости для серопозитивной группы составил 0,18%. Ученые также отмечают, что у повторно заболевших уровень антител был довольно низкий.
Большинство повторных случаев COVID-19 были бессимптомными (84%) – это выше, чем в группе, которая до этого не болела COVID-19 (68%).
На этом месте ученые задаются логичным вопросом: не повлияли ли особенности казарменной жизни на риски повторного заражения коронавирусом? И отвечают: да, скорее всего повлияли. Потому что если взять крупное датское исследование, проведенное по результатам бесплатного ПЦР-тестирования 4 млн датчан (69% всего населения страны), то доля случаев повторного COVID-19 во время второй волны пандемии составит всего 0,65% против 3,27% среди еще не переболевшего населения.
Расчеты показывают, что перенесенный COVID-19 дает защиту от повторного заражения на 80,5%. Для лиц старше 65 лет этот показатель ниже – 47,1%. Для мужчин и женщин показатели примерно одинаковы: 78,4% против 79,1%.
Из всего вышесказанного можно сделать следующие выводы:
- Повторное заражение коронавирусом SARS-CoV-2 возможно. И чем больше прошло времени с момента выявление первого заражения, тем выше риски.
- В то же время, хотя мы уже второй год живем в условиях пандемии, случаи повторного заражения происходят все равно относительно редко. Скорее всего, в группе повышенного риска — пожилые люди.
- Учитывая, что коронавирус продолжает мутировать, в мире появляются новые штаммы и даже вакцины теряют свою эффективность против этих новых вариантов вируса, высока вероятность переболеть сначала одним штаммом, потом другим, потом третьим — как это сейчас происходит с вирусом гриппа.
- Можно надеяться на то, что какая-никакая защита после первого инфицирования у нас все-таки будет сохраняться — на уровне антительного или клеточного иммунитета. Но этой защиты должно быть достаточно, чтобы, как минимум, уменьшить тяжесть течения COVID-19.
- Наконец, все это означает, что даже людям, переболевшим COVID-19, не стоит отказываться от вакцинации. Особенно, если уровень нейтрализующих антител снижается.