Общение необходимо каждому из нас, ведь мы социальные существа. Недаром одним из самых тяжелых видов наказания является заключение в одиночной камере, то есть, практически полное лишение взаимодействия с себе подобными. Как сделать, чтобы отношения с людьми приносили только радость и не вызывали конфликтов?
Общение: как устанавливать хорошие отношения
Хорошие отношения важны для каждого из нас. Не только в семье и на работе, но и в социуме: на улице, в магазине, транспорте. Когда люди к нам хорошо относятся, когда мы им симпатичны, мы чувствуем, что нас принимают, одобряют и понимаем, что мы важны, значимы. Это поднимает нас в собственных глазах, повышает самооценку.
А когда мы видим плохое отношение к себе, нас это угнетает, подавляет. Мы чувствуем себя незначимыми, это болезненное ощущение.
Как научиться общаться так, чтобы всегда вызывать к себе хорошее отношение? Эти знания человек, прежде всего, получает в детстве, в семье. Родители должны научить ребёнка, что надо здороваться с людьми, улыбаться им. Самое главное, они должны показывать ему пример собственным поведением, а не просто говорить, как надо поступать.
Если ребёнок растет в семье, члены которой доброжелательно и уважительно относятся друг к другу, он легко научится цивилизованному общению.
А если в семье он часто слышит крики, скандалы, взаимные оскорбления, разве он научится улыбаться и быть приветливым?
За границей, в Европе, люди улыбаются друг другу. Это происходит везде: в магазине, транспорте, да и просто на лице.
У нас порой говорят, мол, за границей улыбки фальшивые. Это ошибочное мнение. Физиологи давно доказали, что положение мышц лица и тела оказывает влияние на мозг. Например, попробуйте улыбаться в течение одной минуты, и вы убедитесь, что ваше настроение улучшится. Мышцы лица, находящиеся в определенном состоянии, передали мозгу сигнал, что у вас все хорошо и вы довольны.
Поэтому привычка улыбаться важна не только для окружающих. Она полезна, прежде всего, для вас самих, так как поднимает ваше настроение.
Как узнать, есть ли аллергия и на какие аллергены?
Пройдите онлайн-тест, чтобы узнать есть ли у вас аллергияПсихология отношений
Каждому человеку свойственно утверждать свое мнение, такова людская психология. Каждый считает, что он прав и его мнение очень важно. В любом человеке сидит убежденность в собственной правоте, иначе мы не могли бы действовать в жизни, а постоянно стояли бы на распутье и мучились сомнениями. Поэтому внутреннее ощущение правоты свойственно любому человеку, это нормально.
Собственно, каждый человек всегда прав (в своих глазах). Он говорит и делает то, что считает нужным — исходя из его умственных способностей, убеждений, жизненного опыта на данный момент времени.
Но когда начинается общение, возникают сложности. Происходит борьба за самоутверждение, где каждый старается утвердить свою правоту и оставить за собой последнее слово. Такая борьба за превосходство заложена в психологии людей.
Еще в общении стоит учитывать, что существует разница между мужчинами и женщинами. Мужчина всегда хочет побеждать, в том числе и в споре. Это сидит в его генах, такова мужская психология. А женщина все-таки более склонна к уступчивости, соглашательству. Конечно, это в идеале. Но сейчас роль женщины в обществе изменилась, она нередко берет на себя мужские обязанности, это накладывает отпечаток и на способ общения.
Правила общения
В Библии сказано: «Относитесь к другим так же, как хотели бы, чтобы относились к вам», «Не судите, да не судимы будете». Все знают эти заповеди, но почему-то многие их нарушают.
Казалось бы, эти правила общения актуальны до сих пор. Но как их выполнять? О необходимости вежливости, приветливости, дружелюбия мы уже говорили. Об улыбке тоже — она всегда располагает людей и открывает сердца.
Золотые правила общения
Главное — не переходить на личности. Нельзя говорить: «Вы такой необязательный, вам ничего нельзя поручить…», «Вы всегда обманываете» и пр. Давать оценки человеку, наклеивать на него ярлыки запрещено правилами общения. Это прямой путь к конфликту.
Необходимо обсуждать только суть вопроса, проблему, ситуацию. Обсуждать людей и давать им оценки нельзя.
Далее, нельзя перебивать других. Надо уметь выслушать собеседника. Дайте ему полностью выговориться, чтобы он израсходовал энергию и успокоился. Тогда вы добьетесь от него большего.
Говорите спокойно, не кричите, не выходите из себя. Спокойный тон звучит гораздо внушительнее, к нему прислушиваются. А если вы кричите, это значит, что вы неспособны собой управлять и идете на поводу своих эмоций, поэтому вами можно легко манипулировать.
Комплименты
Один из секретов людской психологии — это потребность в похвале. Комплименты являются тем волшебным ключиком, который помогает располагать к себе людей. Только комплименты не должны быть лестью, люди этого не любят. Лесть — это ложь с корыстной целью, а комплимент — это искренняя похвала. Любого человека всегда можно за что-то похвалить, главное, найти в нем что-то положительное. Например:
- «Вы сегодня хорошо выглядите»,
- «О, у вас новое платье!»,
- «Поздравляю с хорошими показателями, наслышан о ваших успехах»,
- «У вас замечательные дети»,
- «Вы лучший мастер из всех, которые у меня работали» и т.д.
Всегда можно найти, за что похвалить человека, главное, захотеть. Тем самым, вы расположите его к себе, создадите благоприятный фон для отношений.
Темы для общения
Некоторые люди не чувствуют собеседника. Например, встречаясь с человеком, они начинают грузить его разговорами, которые ему неинтересны.
Темы, которых следует избегать
- Рассказы о знакомых и родственниках, которых собеседник не знает, никогда не видел и не увидит.
- Бесконечные рассказы о маленьких детях, о том, как они покушали, что сказали. Эта тема близка далеко не всем.
- Сообщения о своих кошках и собаках, это тоже не всем интересно.
- Ну и, конечно, разговоры о болячках, лекарствах, визитах к врачу и т.п.
Темы, которые всегда уместны
- Прежде всего, это погода. Ведь она касается всех и каждого, поэтому ее безбоязненно можно обсуждать. Недаром, в Англии любой разговор начинают именно с этой темы.
- С попутчиками в транспорте (автобусе, поезде, самолете) лучше всего говорить о городах и странах, которые вы проезжаете, о том, как вас обслуживают и т.д., то есть, о текущих моментах, касающихся вас обоих.
- С соседями по дому говорите о благоустройстве или проблемах, которые появляются в доме (уборка, работа управляющей компании и пр.).
- С коллегами по работе лучше всего обсуждать рабочие темы (не затрагивая присутствующих сотрудников).
То есть, тема общения должна быть интересна всем собеседникам, она должна быть близка им.
Но самое важное — это наблюдать за реакцией партнера по общению. В этом и заключаются чуткость и такт. Как только вы заметите, что партнер теряет интерес к разговору, его внимание рассеивается, надо перейти к другой теме или вообще завершить общение.
Если вы запомните эти правила общения и будете следовать им, вас будут считать прекрасным собеседником, и вы станете желанным гостем в любой компании.