Общение с детьми – важная часть семейных отношений. В тех случаях, когда взрослые не знают, как общаться правильно, или нарушают допустимые нормы, которые есть в психологии личности, дети и родители переживают нелегкие времена, когда взаимодействуют друг с другом. Сюда относятся отношения, решение общих проблем, желание помочь ребёнку и поддержать его, наказание и поощрение, попытки родителей привить детям определенные качества характера, например, самостоятельность, доброту, силу. Когда взрослые ищут ответы на вопросы – как правильно общаться с ребёнком, чтобы он чувствовал любовь и, в то же, время, хотят донести до него необходимость некоторых норм и правил, они могут испытывать серьезные затруднения.
Взрослым нелегко найти правильный путь, отказаться от своих негативных установок. Во многих случаях родителям трудно быть непохожими на собственных мать и отца, даже, когда они понимают, что методы воспитания, применяемые к детям, разрушительны для детской психики. В данной статье собраны общие советы и рекомендации взрослым, которые позволят упорядочить знания в голове и сформировать картину того, как общаться с детьми. Эти рекомендации можно применять в любой области отношений с ребёнком.
Мать и отец должны говорить о своих чувствах
Все дети иногда совершают поступки, которыми родители остаются недовольны. Нарушение правил, плохие оценки, неприемлемое поведение вызывают злость у взрослых, раздражение, желание наказать. Родителям, чтобы не травмировать детскую психику, нужно общаться с ребёнком так, чтобы он ясно понимал, что мать и отец критикуют и осуждают не его, как личность, а поступок, который он совершил. Хорошо, если взрослые при этом будут говорить о собственных чувствах. Тогда – не «Ты разозлил меня» (что неизменно вызывает чувство вины у ребёнка), а «Я злюсь на тебя за то, что ты сделал».
Важно слышать желания детей
Дети, долгое время, пока не станут взрослыми, живут своими желаниями. Когда родители стараются удовлетворить их потребности – ребёнок весел и доволен, полон энергии и способен получать новые знания. Однако далеко не все желания ребёнка можно и нужно выполнять. Что должны делать родители? Стараться всегда выслушивать то, о чем говорит ребёнок. Управлять своими эмоциональными реакциями в тех случаях, когда его запросы являются недопустимыми, невозможными. Так, родительское «Нет» и «Нельзя» должны звучать спокойно, твердо и уверенно. Ребёнок гораздо легче переживет отказ родителей, и его психика при этом не пострадает, в отличие от обратной ситуации, когда мать и отец игнорируют детские желания и чувства. Именно в таких случаях дети чувствуют себя отверженными, ненужными.
Позволять ребёнку выражать эмоции
Принятие детских чувств – очень важный процесс, который, впоследствии, отражается на формировании характера ребёнка. Все дети и взрослые испытывают эмоции, однако, родители умеют управлять ими гораздо легче, чем дети. Если взрослые во время общения с детьми не принимают их негативные чувства – запрещают злиться, огорчаться, жаловаться, страдать, грустить – ребёнок учится давить отрицательные эмоции в себе. Когда он вырастет, в лучшем случае, это приведет к тому, что он будет долгое время ходить к психологу и выражать подавленные чувства в личной терапии, в худшем – возникает риск приобретения вредных привычек, склонность к одиночеству, невозможность строить близкие личные отношения.
Похвала – форма любви
Похвала для ребёнка в любом возрасте – это поддержка его внутренних сил, проявление любви, формирование убежденности в том, что он способный, уникальный, замечательный и хороший. Как правильно хвалить детей? Делать это следует искренне, просто и от всей души. Родители совершают ошибки, когда говорят: «Да, ты молодец, что принес «пятерку» по русскому языку, если бы ты еще физику подтянул...» Поощрение в такой форме не вызывает радости, а дает понять ребёнку, что он недостаточно хорош, не дотянул, не оправдал ожидания матери и отца, а значит, не может гордиться своим достижением.
Еще один пример отсутствия похвалы: «Лучше бы об уроках подумал, чем занимаешься всякой ерундой». Так, например, может ответить родитель, когда ребёнок хвастается ему самодельной машинкой или рисунком.
Чем больше мать и отец будут говорить детям поддерживающих слов, независимо от масштаба выполненного дела – красиво нарисованный заяц или золотая медаль – тем больше в детях растет уверенность в том, что они талантливы, способны, нужны и приняты.
Требования должны быть четкими
Родители часто выставляют детям разные требования. Как правильно это делать? Ребёнку нужно давать четкую инструкцию, которая будет для него понятна. Не стоит, при этом, подключать эмоции и лишние слова. Например, «Ты совсем мне не помогаешь, я все делаю сама, я очень устала. Отправляйся делать уборку своей комнате». В таком случае, перед тем, как услышать просьбу, ребёнок получает дозу отрицательного внимания, которое вызывает чувство вины. Просьба «Сделать уборку в комнате» должна звучать четко и без лишних эмоций. Маме, при этом, не обязательно контролировать данный процесс – она может спокойно заниматься другими делами, однако, детям не стоит разрешать идти гулять или выполнять другие их желания, пока они не сделают так, как сказала мать.
Насмешки и унижения недопустимы
Непозволительно для родителей и вредно для детской психики, когда мать и отец «вешают» на ребёнка ярлыки, обращаются к нему неуважительно, насмехаются. Такие слова как «глупец», «трус», «слабак» – точно не приведут к тому, что дети станут более уверенными в себе, умными и способными. Следует, также, избегать такого начала: «Ты всегда все делаешь плохо», «Ты никогда не прислушиваешься ко мне, не уважаешь меня».
Дети нуждаются в уважении
Уважение – процесс, который в семье является взаимозаменяемыми. Если мать и отец хотят, чтобы дети уважали их авторитет и прислушивались к взрослому мнению, то им нужно задуматься над тем, уважают ли они сами детские чувства и прислушиваются ли к мнению детей. Детей нужно слышать, когда они рассказывают о своих детских проблемах – оценках, желаниях, общении со сверстниками, трудностях, мечтах, планах сомнениях. Так они чувствуют любовь к себе – это является главной потребностью детей любого возраста.